nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Фирменный стиль Сумбата Тер-Кюрегяна

Сумбат Тер-Кюрегян родился в 1913 году в армянской семье Новой Джульфы (Исфахан, Иран).

C детства писал так, как видел и чувствовал, но делал это с опытностью и чутьем профессионала. Сумбат получил начальное образование в армянской школе Новой Джульфы. В 1924 году он выставлял свои картины на школьном конкурсе и взял приз.

Сумбат был самоучкой. Он изучал азы у местных художников Егии Егиджаняна и Акопа Варданяна. В 1929 году поступил в Мемориальный английский колледж Стюарта для мальчиков в Исфахане, где изучал английский, персидский и другие предметы.
Решающим в его жизни стал приезд в Исфахан французского художника, армянина Саркиса Хачатряна, пожелавшего сделать копии фресок знаменитых дворцов Али-Хапу и Сто колонн. Маститый художник сразу влился в армянскую общину, открыл класс живописи, куда записались и Сумбат с младшим братом. Видя способности Сумбата, именитый художник нанял его в ученики, чтобы он помогал ему в работе. Этот опыт оказал огромное влияние на Сумбата, который в возрасте семнадцати лет открыл свою первую студию на Чарбаг-авеню. Он использовал студию и как рабочее место, и как выставочный зал. Делал популярные изделия ручной работы, такие, как расписные вазы и абажуры, украшенные сценами караванов, и рисовал ковры. Студия Сумбата была местом встречи друзей, здесь они организовали музыкальную группу, в которой Сумбат играл на барабанах.

В 1933 году Сумбат закрыл свою студию и поступил на срочную военную службу. После увольнения в 1935 г. он открыл свою вторую студию на проспекте Чарбаг — Negarestan-eh Sumbat («Художественная мастерская Сумбата»»). К этому времени он закончил колледж и значительно улучшил свои навыки акварелиста. Сумбат предпочитал выставлять картины в своей мастерской. В апреле 1944 года он впервые принял участие в официальной выставке а Англо-персидском институте в Исфахане. Следующая его выставка состоялась в феврале 1948 года в Абадане, где все работы были проданы, а Сумбат получил множество заказов.

Стэнли Фостер, английский инженер-консультант и художник-любитель, оказал глубокое влияние на карьеру Сумбата. Он предложил Сумбату профинансировать шестимесячное путешествие через Ближний Восток и Европу в Англию. 18 июня 1949 года Сумбат и Стэнли начали свой путь из Абадана и, пройдя через Ирак и Сирию в Ливан, прибыли на лодке в Неаполь, Италию, затем отправились в Рим, Флоренцию, Венецию и Париж, оказавшись в Лондоне 13 августа. Во время своих путешествий они посещали музеи и исторические памятники, делали многочисленные зарисовки и картины. Сумбат имел возможность наблюдать за работами великих импрессионистов, таких, как Моне, Дега и Писсарро, постимпрессионистов —
Сезанн, Тулуз-Лотрек, Ван Гог — и известным британским акварелистом Дж. М. У. Тернером, который оставался его фаворитом на протяжении всей жизни.

Сумбат и Стэнли поступили в Англо-французский центр искусств в Лондоне, где Сумбат получил свое первое формальное образование. В Лондоне они посещали художественные галереи, музеи и художников. В 1950 году в Центре искусств в Лондоне Сумбат провел выставку своих акварелей по мотивам путешествий по Европе и Англии.

После европейских путешествий Сумбат использовал газетную палитру в качестве холста. С помощью нескольких мазков кистью случайное сочетание цветов гуаши и печатных букв ожило, наводя на мысль о толпе на традиционном иранском базаре. Со временем эта техника, широко известная как «сумбатизм», стала одним из фирменных стилей Сумбата.

В 1960-х годах Сумбат стал известным в Иране художником-акварелистом. Его студия была крупным учреждением в Исфахане и популярным местом для посещений туристов, любящих искусство. В 1965 году Сумбата пригласили ARAMCO в Саудовскую Аравию, чтобы выставлять свои картины и преподавать в Рас-Тануре и Дахране. Саудовский пейзаж и культура еще больше обогатили его опыт. Дальнейшие выставки состоялись в 1971 году в Тегеране и в 1976 году в Лос-Анджелесе, во время первого визита художника в США. В 1978 году в Тегеране прошла крупная ретроспектива работ Сумбата и трех других иранских акварелистов.

Чтобы быть со своими детьми, Сумбат и его жена Аракс переехали в Соединенные Штаты в 1980 году. В 1991 году мастер акварели поехал на историческую родину и провел большую выставку в Национальной галерее Армении.
В 1993 году Сумбат отправился в Иран. В Тегеране он участвовал в выставке вместе с более молодыми художниками. Затем посетил свой родной город Нью-Джульфа в Исфахане, где в его честь было организовано специальное мероприятие.
Сумбат Тер-Кюрегян умер в Лос-Анджелесе в 1999 году.

ТВОРЧЕСТВО

Картины Сумбата описывают сцены его родного города и обычной жизни людей, живущих в окрестных деревнях. Они обладают лирическими качествами, необычайной гармонией цвета и поразительной честностью выражения. За свою 65-летнюю творческую карьеру он создал тысячи картин акварелью, гуашью и маслом, которые сейчас разбросаны по частным коллекциям и музеям всего мира.

«СУМБАТИЗМ»

Стиль, напоминающий направление фовизм, в частности, Анри Матисса.
Сумбат никогда не собирался следовать определенному стилю или школе, а только собственным инстинктам. Со временем этот стиль живописи стал его подписью. Стиль, известный как «Сумбатизм».
Первые семейные рождественские открытки иранского художника появились в декабре 1952 года, и длилась эта традиция 22 года.
Из семейных фотографий были вырезаны лица и беспрепятственно смешивались в акварельный фон, коллаж / декупаж. Картины изображали традиционные сцены — ковроткачество, хлебопекарное дело, мощение, пикники, игры.

По материалам Армянской энциклопедии фонда «Хайазг»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *