nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Вопрос, откуда произошло и что же означает самоназвание армянского народа, остается актуальным до сих пор. Ниже будут приведены теории и подходы, которые пытались дать на него ответ. Некоторые пытаются указать на происхождение, другие дать определение самому этнониму.

1. От «Hatti»
Наиболее известная и противоречивая теория, активно развиваемая Дьяконовым, но впервые предложенная Йенсеном. Автор утверждает, что самоназвание армян связано с этнонимом хеттов, так как армяне представлены здесь мигрировавшими из Хатти мушками. Кроме того, и сам регион Мелида, заселенный этими прото-армянами, известен был в урартском как «Hati».
Опираясь на теорию трансформации «t — y» и «h — h’», Дьяконов указывает, как якобы прото-армянское «hati-yos» трансформируется в «h’ay». «H’ayk» же отсюда можно обозначить как «Hat-k» с армянским окончанием топонимов в конце. Тем не менее, не все так просто. Во-первых, современные археологические исследования показывают, что мушки скорее мигрировали с севера на юг, что подтверждается распространением их керамической культуры. Кроме того, спорно само существование такого прото-армянского корня, да и описанного этногенеза в целом. Ряд следующих теорий покажет употребление близких к самоназванию армян корней еще задолго до мушков.

Если «Хайаса», по мнению Дьяконова, не может быть основой, так как в армянском оно станет «Кхайаса», то такое же должно иметь место и по отношению к трансформации «Хати-Кхати». Тем не менее, прийти оно могло в армянский через урартский язык, а не напрямую через хеттский, что и не особо меняет ситуацию. В любом случае, важно отметить, что Дьяконову нужно было бороться с хайасской гипотезой, к тому времени подвергнутой остракизму. Теорию опровергали Гамкрелидзе и Иванов.
2. Теория Греппина

Более точный ответ касаемо связей Хатти и самоназвания армян может дать эта теория. Греппин отметил, что если в армянском и хеттском языке встречаются одинаковые корни, но в первом имеется придыхательный «h’», а во втором — твердый «h», то это значит, что они произошли от одного общего корня. Примером может быть, например, армянское «h’ac» (хлеб) и хеттское «hazziti» (хлебное изделие).

Следовательно, по этой теории не армянское «hay» произошло от хеттского «Hatti», а оба происходят от одного общего корня. Что значительно меняет теорию Дьяконова. Следовательно, осталось лишь определить этот общий корень — откуда пошло самоназвание армян и хаттов-хеттов.

 
3. От «poti-» (господин)

Наиболее старая и ныне вполне успешная теория, рожденная еще в XIX веке. Она опирается не только на переход «t — y», но и на переход «p — h». Чтобы не запутать, объясним просто: видно это на примере армянских «хайр и майр» —
отца и матери. Если мы проведем обратную трансформацию, то перед нами появятся индоевропейские корни: «патер и матер». Примером перехода «й — т» может также служить, например, имя Арай Гехецик. Известно, что в честь Арая, по легенде Хоренаци, назвали Арарат. И это имеет абсолютный смысл, если проведем трансформацию «Арай-Арат».

Теория также на примере «хайр»-а косвенно опровергает утверждение о невозможности переходов твердого «h» в армянское придыхательное «h’». Так как в ряде армянских диалектов этноним армян выступает и как «khay» и как «hay». Так вот, учитывая, что Хайк выступает как «Нахапет», то есть «патриарх», то его имя могло восходить к «poti-» (господин, отец, патриарх), тем более он близок чертами к индоевропейскому верховному богу, эпитетом которых часто было именно «господин». В некоторых армянских диалектах «hay» употребляется в значении «глава семьи».

 
4. От «Ha(s)» (гореть)

Не менее интересная в аргументации теория. Во-первых, здесь тоже можно увидеть трансформации «т — у», на примере армянского «ayr-em» (сжигать) и иранского «atr» (огонь) и связать также с «Хати». Хайк мог быть ассоциирован с Марсом как верховное божество, а сам Марс с огнем. Кроме того, верховный бог Хайасы — Угур был ассоциирован как «выжигатель». Да и в целом с идеей огня и сажи ассоциированы многие имена: Арама возводят к «remo» (черный, темный); Астхик происходит от индоевропейского корня «звезды», контаминируемого с «Ha(s)»; и сама одна из священных рек богини — Меграгет (черная река).
Армен Петросян предполагает возможность слияния и контаминации «poti» и «Ha(s)», на основе того же перехода
«т — у», но «Ha(s)» и будет первой основой самоназвания. Кроме того, оно же дает идеальный ответ на вопрос, что означает второе название конфедерации Хайаса, а именно Аззи (Ацци). Сблизить можно с армянским «azaz-em» (высохнуть, тускнеть), также связано с горением. Учитывая вулканическую природу Армянского нагорья, не составляет труда объединить все в одно целое.

 
5. Хайасские теории

Утверждают о том, что самоназвание армян напрямую произошло от названия конфедерации Хайаса, где «-са» выступает анатолийским суффиксом топонимов. На связи Хайасы и Армении указывает и то, что именно на территории бывшей Хайасы размещен культовый центр древней Армении (Екегеац), а также то, что именно на этих территориях, по версии Страбона, осел Арменос, основатель Армении. Кроме того, не слабее и связи между Хайком и Угуром, божеством пантеона Хайасы. В урартское время часть территории Хайасы известна как «Ийани».
Показательно, что Диуцини, правитель некогда урартской области Этиуни, с которой пытаются связать прото-армян, был родом из Ийани. К слову, Этиуни можно тоже связать с Хати через некую трансформацию «эти-хати» в урартском языке. А сам Диуцини, судя по имени, был индоевропейского происхождения.

Вообще, теория в начальном виде активно развивалась Капанцяном, однако его же стараниями была дискредитирована, так как опиралась на теорию «азианических языков». Кроме того, ввиду популярности теории в 50-х годах, она поросла множеством макулатуры, вроде идей, что «Hayastan» происходит от «Hayas-tun» (дом Хайасы). Тем не менее, вышеприведенные современные свидетельства указывают, что теория имеет серьезные основания. Аргумент Дьяконова также опровергается в связи с армянскими диалектами, допускающими самоназвания «khay» и «hay».

 
6. Гамкрелидзе-Иванов и последующие теории

В данной теории отвергаются доводы Дьяконова и устанавливается связь армян с Хайасой. Кроме того, авторы отмечают, что само происхождение эндонима армян уходит в раннюю историю Малой Азии и Месопотамии.

Так, например, в эблаитских надписях упоминаются некие «сын Хайи» и «сын Азы» из города Арми (который пытаются связать с аккадским «Арманум»). В Урарту же встречается топоним «Хайни». Артак Мовсисян также обнаружил, что Субарту в раннешумерский период упоминается как «HA.A».

Субарту в ассирийский период будет известна как Шубрия, а на урартском — как Арме. В армянский период это Та-рон — там, где легендарный Хайк и основал первое поселение и саму Армению. Особенность данных и последующих теорий, отвергающих последовательность Дьяконова, в том, что они устанавливают прямую связь между «Арми/Арманум», «Хай» и «Аза» (у лувийцев, по исследованию авторов, есть даже сдвоенный топоним «Hazzo»). Например, долина армян «H’ayoc dzor», в урартское время известна как «Арамале», а один из населенных пунктов данной географической области — «Айале».

Тем не менее, широта топонимов тут идет от Вана до Междуречья. Кроме того, Арми и Арманум также, скорее всего, не тождественны и оба недалеко от Эблы или Ублы. В любом случае, это предполагает, что и Хайаса свое название берет от более ранних топонимов.

 
7. От «héyos» (железо)

Данную теорию акцентировали Грач Мартиросян, Джаукян и ряд других авторов. Она предполагает, что название «Хайаса» идет от индоевропейского корня «héyos», связанного с железом и бронзой. Из этого же корня санскритское «ayas» (железо), латинское «aes» (монета), авестийское «aiiah» (металл, железо).

Мы можем вспомнить, что Хайаса находится на той же территории, которую позже частично будет занимать Кулха, поздняя Колхида, которая изначально располагалась южнее. Саму Кулху возводят к «ǵʰelh-», что также связано с металлом, а именно с золотом и его цветом (когнаты — английское «gold», греческое «khloros», славянское «златый», латинское «helvus»). В греческих мифах Колхида ассоциируется с золотым руном, а сама она также упоминается как Айа, а ее царь — Айет.

Кроме того, сам регион населялся халибами, которых греки считали первопроходцами в металлургии (собственно армянское «halel» и греческое «halkos» — плавление и медь, видимо, из того же корня). Интересно то, что Халеб — центр древней металлургии, скорее всего и был Арми эблаитских источников. Многие другие племена вроде халдов, халтиев, ализонов носят схожий корень. Учитывая, что в Мецаморе была найдена самая древняя металлургическая плавильная, все также вполне логично.

 
8. От «peh-» (защищать, охранять; пастух)

Более сложная и интересная версия. Здесь также предполагается трансформация «p — h», откуда мы имеем армянское «hayim» (смотреть, следить). Из сплава «ni-» (вниз) и «hayim», по версии лингвистов, появится и «nayim» (вглядываться, наблюдать). Известно, что «peh-»
на раннем этапе стало трансформироваться в понимании от стража (как в санскритском «payu» — страж) в пастуха, как сторожа скота. Отсюда же греческое «poimen» и литовское «piemuõ» (пастух). От этого же прото-корня идут такие разветвленные армянские понятия, как «hotał» (пахарь), «horan/hawran» (стадо) и «hoviw» (пастух).

Предполагающие данную версию связывают самоназвание армян «h’ay» со скотоводческой деятельностью, которя в III–II тыс. до н.э., в период ранней бронзы, преобладает на Армянском нагорье, особенно на горном пространстве. Это как раз период упоминания первых топонимов «Арми» и «Хайа» в регионе, хоть и намного южнее.

 
9. От семитского «*hyy» (жизнь; ручей)

Важно понимать, что это скорее гипотеза, а не теория, хоть и имеет основание. Итак, в семитских языках мы видим следующее: на еврейском и арабском «жизнь» — «ḥayím» и «ḥayāh», соответственно. От «*hyy» происходит, видимо, и имя аккадского бога Хайа (Эа). Но сам корень связан не только с самой жизнью, но и с «ручьем; водой» как одним из и элементов жизни. Шумерское «E-A» трактуют как «дом воды». Сам Хайа изображен шумерами между двух возвышенностей, пока из него текут два ручья.

Подобные ручьи являются Тигром и Евфратом, обе реки начинаются на Армянском нагорье, отчего Хайа и был также богом воды и жизни. Интересно, что ассирийское «Наири», как они называли нагорье до полного расширения Урарту, связывается с названием Митанни в семитских текстах как Нахарин (Арам-Нахараим). Наири-Нахарина происходит от семитского корня «*nahar-», откуда арабское «нахр», сирийское «нахра», еврейское «нахар», означающее «реку, ручей». Учитывая, что Тигр и Евфрат имели важное значение для шумеро-аккадцев и текли с Армянского нагорья, то самоназвание проживавших выше по течению прото-армянских племен могло и быть связано с самими реками.

 
10. От индоевропейского «*hey-» (жизнь)

Оказывается, все может быть еще интересней, ведь не только в семитском обнаруживается подобная конструкция, откуда исходят корни, связанные с жизнью и циклами жизни. Когнатами этого корня будут латинское «aevum» (вечность), санскритское «ā́yu» (живое существо) греческое «aiṓn» (эра), русское «юный», английское «young».

Известно из мифа о Колхиде, что Медея, дочь царя Айета, создала эликсир молодости. Гильгамеш путешествовал на север, через гору Машу, в поисках эликсира бессмертия. В библейском предании Эдем, где расло Древо Жизни, плоды которого давали вечную жизнь, находился там, откуда текли Тигр и Евфрат. Само вечное дерево является распространенным мотивом в урартской и армянской культуре, что особенно заметно на примере вегетативных сюжетов хачкаров.

Если выше мы предполагаем происхождение эндонима от самих рек через корень «жизни», то здесь в большей степени речь о мифологемах касаемо Армянского нагорья, которые есть и у семитов (кроме того, эти территории ассоциируются и с потопом и зарождением жизни вновь). Возможны связи и контаминации между семитским «*hyy» и индоевропейским «*hey». К слову, и внешний этноним Армении может контаминироваться с семитским «Арам». Тем не менее, данная теория предполагает связь между мифическими представлениями о территориях на север от Месопотамии и этнонимом армян.

Есть еще ряд теорий, но они, в большей степени, уже спекулятивны. Тем не менее, наш обзор уже показывает, что окончательно разобраться с происхождением армянского этнонима не так уж и просто.

Артур АКОПЯН
ИАПС Антитопор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *