Собеседник «Армяне сегодня» — духовный пастырь Бюраванской церкви Св. Григор Лусаворич иерей Казар Петросян.
«Отцы, не сердите сыновей своих, а растите их заветом и учением Владыки»
— Святой отец, во все времена развития человеческого общества, кажется, были определенные противоречия между отцами и детьми, старыми и новыми поколениями. В то же время не секрет – общество развивалось благодаря передаче основным ценностей от старого к новому, где в числе других важнейших факторов, ряд историков и философов считали весьма значительной роль вышеупомянутого противоречия. Вы согласны с той мыслью, что противоречие между старым и новым является обязательным условием развития, прогресса.
— Смотря, что мы имеем в виду, говоря «развитие» или «прогресс». Если человеческое общество и вообще цивилизация развиваются за счет обесценивания богоданных духовных и нравственных ценностей или параллельно этому обесцениванию, то такое развитие в христианском восприятии не может рассматриваться как прогресс. Прогресс прежде всего – следование человеком и человеческим сообществом путем, предначертанным Владыкой, то есть – движение к Богу. При условии такого восприятия прогресса, как убеждение, какого либо серьезного противоречия между поколениями быть не может. Почему? Потому что в плоскости отец-сын изначально присутствует дар – дар Создателя, и именно это мы все должны сознавать. А противоречие возникает вследствие неполного понимания этой простой истины, прежде всего со стороны родителей, когда есть дар, но мы, вместо того, чтобы принять этот дар и быть благодарными Дарующему, сами себя считаем дарителями. Патология, порождающая противоречие – заблуждение, начинающееся с того момента, когда люди, пренебрегая и забывая о роли Создателя, сами себя считают создателями, относясь к рожденному от них ребенку как собственному произведению. «Мой, я его породил, значит, должен быть таким, как я хочу, делать то, что я считаю правильным». Правда, знакомые слова. Родитель, руководствующийся такими соображениями, постепенно превращается в обычного тирана, забывшего единственного Создателя, Дарующего свободную волю, и не сознает свои счастливые родительские обязанности опекуна и принимающего дар.
— Создатель даже во всем своем необъятном величии и недостижимой славе, создав всю вселенную, никогда не стал тираном по отношению к венцу своего творения – человеку, а был заботливым и участливым, любящим и прощающим, терпеливым Отцом для всех нас. Но вот человек-отец способен быть тираном. Почему?
— Чем чаще мы будем устремлять свой взор к небу и Создателю, тем меньше будет вероятность ошибки. Создавая все, даруя жизнь, Бог даровал человеку также свободную волю и даже возможность покаяния. «Это добро, это – зло, я хочу, чтобы ты выбрал добро, но не заставляю, выбор – твой»… Тот же принцип срабатывает во взаимоотношениях отцов и детей, гармоничное развитие которого зависит прежде всего от сознательного отношения родителя: ведь ребенок рождается бессознательным существом. Народная мудрость гласит: «Что посеешь – то и пожнешь». И это совершенно верно. Что и как даешь ты этому бессознательному и беззащитному существу? Ребенок подсознательно непременно воспримет и в глубине души сохранит осадок всего, что получил. А родитель всегда должен помнить: «Человека породил могуществом Бога». То есть «Стать родителем меня удостоил Бог, Владыка даровал мне опекать и воспитывать это невинное создание: какая честь и ответственность». Когда родился мой первенец, и взгляд моего ребенка, которому было несколько дней от роду, пересекся с моим взглядом, я вдруг пережил неописуемое волнение: «Владыка, такому слабому человеку, как я, ты отдал вечную душу – ухаживать, лелеять, растить. Всемогущий Владыка, умоляю, дай силы и возможности действовать мудро, как твой слуга, твой наместник, чтобы так, как Ты желаешь ухаживать и окружить отцовской любовью этого младенца»… Так что к отношениям родитель-ребенок надо быть готовым с первого же дня рождения ребенка, я бы сказал, еще до его рождения.
— В своих Бумагах апостол Павел часто касается взаимоотношений отцов и детей, наказывает сыновьям во всем подчиняться родителям, а родителям – вырастить детей по завету и учению Владыки.
— По мере того, как дети растут, родители обязаны постоянно поучать их. Роль поучения неоценима в любых условиях: Христос поучает своим Евангелием, поучают апостолы, святые отцы Церкви, наконец, детей поучают родители. Но если быть искренним: всегда ли мы, отцы, слабые и несовершенные люди, даем верные наказы и советы своим детям? И если даже даем верные поучения – всегда ли собственной жизнью мы подтверждаем справедливость этих наказов? Самый большой воспитательный импульс – личный пример родителей: родители могут мало говорить, взамен своей жизнью оказывать колоссальное воздействие на ребенка – положительный или отрицательный. Слово, поучение, наказ, адресованные ребенку, могут быть эффективными и пустить корни в мыслях и сердце ребенка только в том случае, если не противоречат делу, чем в данном случае является жизнь и исповедуемые ценности родителей. Какова цена совета отца, живущего порочной жизнью, который, пренебрегая Божьими заповедями, в то же время пытается давать уроки нравственности своему ребенку?
— Не секрет, что основа крепости семьи – любовь. Как Вы считаете, эта «доля» любви достаточна ли сегодня в наших семьях?
— Любовь, в том числе и родительская любовь, бесценное сокровище, дарованное Создателем на земле. Помните «Гимн любви» Апостола Павла: вера, надежда и любовь, величайшим из которых апостол считал любовь. Любовь терпелива, выдерживает все, верит всему, как утверждает апостол. Добавим – и преодолевающая все. Все это относится и к любви родители-дети. Вспомним самое яркое проявление этого – «Сказание о Блудном сыне» из Евангелия. В основе искреннего раскаяния Блудного сына – беспредельная любовь к отцу, и это покаяние, вернувшее его домой, было пропитано слезами любви. С другой стороны – чудо отцовской любви: с распростертыми объятиями, всепрощающей, терпеливой… Нет семьи, где отношения отцов и детей были бы абсолютно ровными. Бывают противоречия, разногласия, даже споры, и если они не превращаются во вражду, то благодаря одной лишь всемогущей любви.
Не могу сказать, достаточна ли «доля» любви в наших семьях. Знаю только, что любви не может быть достаточно и даже много, потому что любовь неизмерима, как и тот, кто ею Одарил. А вообще регулятором взаимоотношений отцы и дети, лучшим средством является вера. Почему я постоянно акцентирую роль веры и Бога в нашей жизни? Потому что немало родителей, которые заявляют: «Должно быть так, и все». Потом выясняется, что будучи родителями и желая добра своему ребенку, они ошибались. Знаю множество родителей, которые искренне, всем сердцем желали держать своих детей подальше от Бога. Подчеркиваю – искренне… Можем сказать: «Понятно – десятилетия безбожия, воспитание, полученное в атеистической среде» и так далее. Но ведь плоды этого мы вкушаем до сего дня: отдаляя от Бога, куда ты ведешь своего ребенка?..
— То, о чем мы сейчас говорим, особенно касается армянской семьи, армянской среды, нашего восприятия взаимоотношений в семье и родители-дети, что в большой мере обусловлено традиционным национальным мышлением и психологией. Сегодня, однако, волей-неволей, мы сталкиваемся с совершенно иными подходами ко всему этому, порой диаметрально противоположными, тем, что называется европейскими или американскими ценностями, западными достижениями, прогрессом… Как хотите. Вещи, которые если не сказать противоречат, то как минимум не имеют ничего общего с нашей системой ценностей в семье и семейных отношениях. В Армении сегодня функционируют различные организации, которые, к примеру, призваны оградить женщину-армянку от насилия со стороны мужа, либо, скажем, защищают права детей… от собственных родителей. Напоминая детям их права, учат, что последние могут отдать под суд попирающих их права родителей либо позвонить в полицию и сказать, что отец или мать оказывают насилие над ними и т. д. Как Вы думаете, может ли этот институт «прижиться» в нашей действительности?
— Когда Запад начал более активно и неприкрыто преподносить нам свои достижения? Когда идеология «нашей стороны» потерпела поражение. Но эта идеология – давайте признаемся, — не была нашей: когда это армянин был безбожником… Будучи на протяжении десятилетий оторваны от колоссального наследия наших предков, лишены и устных обычаев, поскольку носителями их являлось в основном духовенство, которое было расстреляно либо сослано, что могли передать нам наши родители и деды?.. Люди боялись держать дома Библию или какую либо духовную литературу, боялись упоминать имя Бога. Что бы ни делали – делали тайком, с опаской. В такой атмосфере, естественно, родители, как бы ни желали, не могли посеять в душе детей ростки любви к Богу. И вот с прорывом «железного занавеса» и открытием границ Западные «ценности» бурным потоком ворвались в нашу страну, наши города и села, наши очаги… И наряду с хорошим и прогрессивным множество негатива влилось в нашу жизнь и быт. Хотят учить армянских родителей, «планировать» наши семьи, много чего хотят… Спасибо. Для этого, слава Богу, у нас есть древняя Церковь, многовековые традиции, культура, национальные институты. В ваших услугах мы, вроде бы, не особенно нуждаемся. Пусть ваши дети отдают под суд своих родителей, а нас вполне удовлетворяют наши традиционные способы урегулирования семейных проблем, возможно, не настолько «демократичные» и «прогрессивные», как ваши, зато более Богоугодные…
Не говоря уже о том, что в последнее время у нас начли больше говорить, скажем, о правах сексуальных меньшинств. О каком праве идет речь? Правильнее было бы говорить, что имеем дело с попранием прав армянского христианина. Но как видите, Запад пытается навязать иное. Нет, нового Содома с Гоморрой быть не может. От всего этого можем избавиться только и только мощью Святой Апостольской церкви, подлинной верой, уповая на многовековую мудрость нашего народа, наших святых отцов. И когда будущие отцы будут воспитываться на Святом Евангелие, вместе с множеством истин поймут также, что они «породили человека Божественной силой» и того, кого породили, поведут к Богу, к источнику света.
— Святой отец, Вы бы хотели, чтобы Ваш сын избрал путь духовенства?
— Я бы хотел, чтобы каким бы ни был путь моего сына, был по воле Владыки. А если Бог удостоит его стези духовенства – это было бы для меня величайшей честью и счастьем.
Беседовал Айк КАРАПЕТЯН