nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В Ростове трудно найти армянскую семью, у которой не было бы своей трагической страницы

Сегодня, 24 апреля, День памяти жертв геноцида армян в Османской империи. С тех страшных дней, когда в Стамбуле в 1915 году были зверски убиты представители армянской интеллигенции, ремесленники и предприниматели, прошло 100 лет. Данные о числе жертв геноцида разнятся: от двухсот тысяч до двух миллионов человек. «Русская планета» поговорила с армянами, чьи предки пережили эти трагические события.

О геноциде армян и его непризнании Турцией рассказал Сергей Саядов, кандидат исторических наук, основатель и руководитель Общеармянского культурно-просветительского фонда «Хайазг».

– Начнем с того, что такое геноцид. Геноцид — это целенаправленная политика преследования по религиозному, этническому, национальному или расовому признаку, которая заключается в истреблении людей по этим признакам. Геноцид — это не одна точка в истории. Это процесс. Агрессивные действия Турции против армян начались задолго до 1915 года. Например, известна массовая резня армян в 1894 -1896 годах в Османской империи, унесшая жизни, по некоторым оценкам. около трехсот тысяч человек. 24 апреля 1915 года — это условная дата, выбранная как день памяти жертв геноцида армян, во время которого пострадали еще ассирийцы и понтийские греки. Мы их всегда зовем на наши траурные мероприятия. Важно сказать об одном нюансе. Причина геноцида армян не религиозная. В основе этнического преследования были политические и экономические причины. Турция прикрывалась религиозной риторикой. Среди армян и в то время были мусульмане, но их тоже истребляли. К тому же после резни бежавших армян приютили в основном на Ближнем востоке исламские страны.

На наши мероприятия, посвященные 100-летию геноцида, мы пригласили представителей всех религий и конфессий, в том числе и муфтия. Еще один важный момент: тогда не было единодушного признания геноцида международным сообществом. Если какой-либо геноцид не будет получать должную мировую правовую оценку, это может повториться. Во время геноцида армян отрабатывались методы массового уничтожения, которые потом применялись при Холокосте — концентрационные лагеря, душегубки, опыты над людьми.

– Как вы думаете, почему Турция не признает геноцид?

– Де-юре Турция первая признала геноцид: в 1919 году был судебный процесс над военными преступниками, ответственными за него. Но этот приговор не был приведен в исполнение. А сейчас отрицание геноцида возведено в рамки государственной политики Турции. В мире есть всего две страны, которые де-факто не признают геноцид армян — это Азербайджан и Турция. Есть страны, которые признают геноцид, но неофициально, например Израиль. Эти действия связаны с политикой и дипломатией. Для Израиля все, кто дружит с Ираном, враги. А Армения всегда имела хорошие отношения с этой страной, в блокадные тяжелые годы Иран поставлял газ, продукты, гуманитарную помощь Армении. И то, что Армения дружит с Ираном, для Израиля неприемлемо. Но сказать, что израильский народ не признает геноцид — нельзя. Когда отношения между Израилем и Турцией были охлаждены, на повестку дня вышла тема непризнания турками геноцида армян. Но опять же это дипломатические действия. Это непростой вопрос — признание геноцида. Это связано с определенными экономическими и политическими действиями по восстановлению территориальных, культурно-гуманитарных и материальных ценностей. К чести немцев, им хватило одного поколения, чтобы осознать ответственность своего народа за Холокост. Они признали и извинились за геноцид евреев. На сегодняшний день они восстановили довоенную численность еврейской общины в Германии. Им это не просто далось и в материальном, и в моральном плане, но они же это сделали. Мне кажется, что все равно наступит время, когда Турция признает геноцид. Пару лет назад там проводился социологический опрос на эту тему, так за несколько дней сайт собрал огромную аудиторию за признание. Сайт срочно закрыли. Геноцид — это огромная трагедия. Он стал одной из причин, по которой армяне рассеялись по всему миру. Многие оказались в Америке, некоторые попали даже в Уругвай, в стану, которая первая из зарубежных государств официально признала геноцид армян. В траурном шествии мы несем флаги всех стран, признавших геноцид, несем как благодарность за признание нашей боли.

– Вашей семьи коснулся геноцид?

– Да, и с материнской, и с отцовской стороны. Они были родом из города Нахичевань, который сейчас находится на территории Азербайджана. Бежали оттуда в 1914 году и приехали сюда, в Нахичевань-на-Дону. Многие армяне бежали сюда, в Ростов. Нахичевань-на-Дону в то время был одним из городов, где принимали беженцев, здесь работали различные комитеты помощи пострадавшим. Ни одному армянину не нужно доказывать, что геноцид был, потому что кто-то из его родственников пострадал. Есть целые тома документов, свидетельств, дипломатических переписок, фотографий геноцида армян.

Григорий Ишханов, певец и музыкант, рассказывает о своем прадеде.

– О геноциде мне рассказывал отец, когда я был школьником, классе в седьмом. Папа рано умер. И больше о своем роде мне не у кого было узнать. Сейчас жалею, что тогда мало расспрашивал его, как и всех подростков меня интересовало совсем другое. Он всегда говорил: «Помни!» Мой прапрадед был «ishxan», на армянском языке — князь. Собственно, отсюда и наша фамилия — Ишханов. У него было два сына — Иван и Абрам. Иван — это мой прадед, который жил в городе Шуша в Нагорном Карабахе, был известным, уважаемым человеком. Когда началась резня, турки отрубили ему голову, повесили ее на кол и ходили с этим колом по городу, показывая: вот что с вашим беком стало («бек» в тюркских языках говорит о принадлежности к знатному роду. — Примеч. авт.). Моя прабабка мгновенно сошла с ума. Ее заперли в сарае и сожгли. Я не думаю, что отец сгущал краски. Мою родную сестру назвали в честь прабабки — Гаяне. Многие родственники потом эмигрировали в Америку, мой дед оказался в Баку, там родился мой отец и я. Я знаю, что турки не признают геноцид. Вы понимаете, что такое сказать: «наша нация вырезала половину другой нации»? Однако непризнание — это опасное явление. Мы видим, что сейчас происходит на Востоке. Мусульманские радикалы убивают христиан и не считают себя виноватыми.

Софья Хараян, пенсионерка, о том, почему она жалеет турок.

– О геноциде мне папа рассказывал. Это было еще до 1915 года. Для того, чтобы мимо турок провести своих малолетних детей, мой прапрадед на осла повесил молочные бидоны, в один поместил сына, в другой девочку Ануш. Через турок он их провез, но когда открыл бидоны, оказалось, что мальчик задохнулся. А девочку довез до села Большие Салы, здесь, в области, они и поселились. Я считаю, что память о геноциде надо сохранять, чтобы это не возобновилось. Это горе такое! Надо как-то всем нациям вместе сплачиваться, чтобы этого не повторилось. Если бы люди больше знали и чтили даты памяти жертв, может быть, и на Украине сейчас такого не было бы. У этих людей было бы в сознании, что не надо причинять друг другу горе.

Просто люди забыли, что такое горе! Я стараюсь рассказывать внукам о геноциде. Показываю им материалы в газетах об этом. Вот я была недавно на траурном мероприятии возле нашей церкви, рада, что там собралось много молодежи, несмотря на то, что шел дождь. А может быть — это небо плакало по людям, с которыми так жестоко обошлись.

Природа понимает, как это несправедливо! Я думаю, что турки были такими жестокими из-за среды. Им никто не рассказывал, что так делать нельзя. Они были лишены доброты. Им только говорили — убить, добрать, отобрать! Они вот так воспитывались! Поймите меня правильно, я их даже жалею, что они могли так поступить. Как потом их дети к ним относились? А внуки? Если ты знаешь, что твой дедушка или папа кого-то убил, как с этим жить? Каково сейчас осознавать их предкам такую трагедию? Памятный день, 24 апреля отмечаю только последние 10 лет. Когда я была маленькая, как-то не принято было. Хотя я знала, что геноцид был, мне же папа рассказывал. Вот подходит эта дата, я свечку зажигаю всем жертвам, чтобы им там светлее было. Я ведь под гнетом этого впечатления росла: каково это было моему прапрадеду достать из бидона мертвого ребенка? Это со мной было все время.

Сенекерим Вартаньянц, инженер-строитель, о своем деде.

– Мою семью по обеим линиям, отцовской и материнской, затронул геноцид. По отцовской стороне семья жила в городе Битлис, они были гражданами Турции. Оттуда бежали в Ростов, бросив свои дома. Вторая семья по материнской линии жила в городе Ван, известном культурном и торговом центре Турции. Эту историю я чуть подробнее знаю. Я застал деда еще при жизни, когда ему было лет 70. Во время геноцида ему было 30 с небольшим. Он боевой был, молодой, активный. Помогал другим односельчанам бежать из города. А свой дом поджег, чтобы он туркам не достался и чуть им не попался, но успел сбежать. Мне известно, что в походе через пустыню погиб его первенец, мальчик трехлетний, не выдержав голода и лишений. Семья оказалась в восточной Армении и поселилась в Ереване. Какое-то время они там жили, а в 20-е годы перебрались в Ростов. Здесь уже родилась моя мама. Все эти тяготы привели к тому, что рано ушли женщины из рода. Мама отца умерла в 30 лет, мама матери в 39 лет. Дед рассказывал, что некоторые горные речки красного цвета были из-за крови, зверства были такие. Не знаю, откуда такая жестокость была! Тем более армяне всегда были законопослушными гражданами.

У нас в семье не было ни осуждения, ни гневных разговоров о геноциде. Культа геноцида у нас не было. Это не в характере армянского народа — ненавидеть. Тем более, армяне трудолюбивый народ, а когда ты трудишься, тебе некогда ненавидеть. Странно, что турки себя так ведут, нет национального покаяния, как у немцев, например. Жертвами геноцида стали миллионы людей. Есть архивы документов и фотографий, доказывающих это. У Владимира Познера в понедельник был в гостях Шарль Азнавур (известный французский шансонье, композитор, поэт, писатель. — Примеч. авт). Он армянин по происхождению. В программе ему задали вопрос о геноциде. Он тоже ответил, что в его семье это не осуждалось, говорили только о горе матери. На вопрос о непризнании турками геноцида он ответил, что это кроется в менталитете турецкого народа. Эти люди высоко чтут свою честь. Они не могут позволить себе признаться. Это гордыня. Еще одна причина — экономическая. Тогда многие турки нажились на геноциде, забрав у обеспеченных армян, ремесленников и купцов, все имущество. Я в студенческие годы интересовался темой геноцида, читал научные труды. Из-за геноцида наш род раскидало по всему миру. Родной брат деда оказался в Америке. Они переписывались до 60-го года, пока не умерли. Еще я хочу сказать, среди турок тогда были хорошие люди. Я помню, года 4 назад на армянском  кладбище встретил старенькую женщину, армянку. Очень интеллигентная приятная женщина. Она говорила о том, что ей дядя рассказывал, как турки предупредили его семью, что ночью будут погромы армянских домов. Их семья успела уйти.

Русская планета — Ростов-на-Дону

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *