nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В Донской государственной публичной библиотеке прошла презентация книги российского публициста, историка, арменоведа и общественного деятеля А. Л. Ерканяна «Армянский мир Александра Ерканяна». Этот объемный, 600-страничный, фолиант довольно быстро прошел путь от собственно замысла его издания до выпуска в свет. Книга составлена из многочисленных статей А. Л. Ерканяна об армянских диаспорах мира, опубликованных в разные годы — с 2011 по 2022 годы — в журнале «Собеседник Армении» и на сайте russia-armenia.info. Впрочем, эти статьи можно встретить и в других электронных и печатных СМИ. Составленные на уникальных материалах, написанные легко и стилистически безупречно, их охотно перепечатывали другие издания, разносили по своим чатам блогеры.

Свою книгу, а по сути сборник статей, А. Л. Ерканян начал готовить в начале 2023 года. И уже в мае ему позвонили из типографии с радостной новостью о том, что можно забирать тираж. В июне в Москве, в крупнейшем книжном магазине столицы «Библио-Глобус», состоялось первое представление «Армянского мира…» читающей аудитории. Чуть позже прошла презентация и в Доме национальностей. 

Ростов-на-Дону стал вторым пунктом в презентационном маршруте книги Александра Ерканяна. Взяв ее в руки, внимательный ростовский читатель обнаружит в ней рассказы об армянских диаспорах Австралии и Великобритании, Уругвая и Бирмы, Кубы и острова Шпицберген, увлекательнейшие истории об обширном и славном московском армянском прошлом и настоящем, о многих российских городах. Лишь о донской армянской диаспоре — одной из самых крупных и авторитетных армянских диаспор России, о работе РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община» — в труде Александра Леоновича нет ни слова. «Оправдываясь» перед ростовчанами относительно подобного «недоразумения», Александр Леонович честно признался, что о феномене донского армянства как-то до сих пор «руки не доходили» написать. Однако он клятвенно пообещал, что второе издание книги будет дополнено статьей о ростовских армянах, которых он в этот свой приезд в Ростов узнал, а узнав, полюбил…

Вот что говорит о своей работе сам Александр Ерканян:

 — Мне давно советовали собрать все написанное и издать отдельной книгой. Но я может еще долго не решился бы засесть за письменный стол, собрать в единое целое написанное мною, если бы не мой друг фотохудожник Левон Осепян. Он взялся осуществить всю рутинную издательскую работу, резонно заметив: «Знаю, у тебя самого никогда на это ни времени, ни желания не найдется!». Другой достойный человек — политолог и общественный деятель Юрий Навоян, узнав, что мы намерены подготовить книгу к изданию, предложил именно ею открыть задуманную им книжную серию «Диалог». Стать спонсором выпуска книги вызвался предприниматель Мгер Аветисян. Так, благодаря моим друзьям и единомышленникам, неожиданно для меня самого и родилась эта книга с простым, но важным для меня названием «Армянский мир Александра Ерканяна».

Книга эта была составлена на основе собираемых автором многими годами из различных, порой весьма разрозненных источников — книжных, печатных, электронных, сведений об армянах мира. Ерканян опирался только на тщательно выверенные факты, вычленяя интересующую его суть проблемы или события от маловажного и незначительного. Словом, была проделана масштабная исследовательская работа. При этом, анализируя и сопоставляя полученные сведения, Ерканян крайне редко позволяет себе эмоциональный выпад в оценке того или иного события. Но при всем при этом «Армянский мир…» читается легко, что называется «на одном дыхании».  Если и отрываешься от чтения взяв ее в руки, то исключительно для того, чтобы отыскать глазами кого-то из близких и поделиться с ним своим восторгом и удивлением по поводу только что полученных знаний об армянах и армянских диспорах, рассеянных точно та соль, по всему миру.

Эксперимента ради предлагаем открыть книгу А. Л. Ерканяна наугад, с любой страницы.

К примеру, глава «Эстония», страница 358: «Многие эстонцы прочно заняли свое место в истории Армении. Исследователи установили такой факт. Среди жертв Геноцида была эстонка по имени Мариам из Хаапсалу, которая, будучи замужем за армянином, оказалась среди несчастных перегоняемых через пустыню людей. По пути она оказывала помощь армянам, но в итоге сама не выдержала ужасной дороги и умерла. Но особое место в памяти армян занимает родившаяся в эстонском городе Хаапсалу Анна Хедвиг Бюлль. Это была миссионерка, посвятившая свою жизнь спасению от смерти и оказанию помощи тысячам армянским детям-сиротам, лишившихся родителей во время Геноцида 1915 года. Армяне с любовью называли эту женщину «матушка Бюлль». Свои последние годы она доживала в доме престарелых в немецком городке Вальдвиммерсбах. Эта женщина, прекрасно знавшая несколько европейских языков, со временем забыла их и стала разговаривать с окружающими на непонятном им языке. Как выяснилось, на армянском. На том, который издавна стал языком её чувств, её доброго сердца».

Или глава «Эфиопия», страница 373: «Небольшая армянская община существовала в Эфиопии уже с VII века. Развивались торговля, духовные и межцерковные связи. В дальнейшем, особенно с XIV века, интенсивность связей двух стран всё больше нарастала. Умные, предприимчивые, владеющие иностранными языками армяне были связующим мостом между Эфиопией и внешним миром, прежде всего с Европой. Армяне во многом определяли как внутреннюю, так и внешнюю политику страны. Достаточно сказать, что в 1756-1771 годах правителем Эфиопии был армянин Микаэль Сыуль – самый сильный и влиятельный человек в стране, опытный политик и прекрасный военначальник. Известно, что в Египте именно его считали «императором Абиссинии».

Или вот страницы, посвященные лидеру кубинской революции Фиделю Кастро, который настолько тепло относился к армянскому народу, что когда в 1988 году в Спитаке произошло землетрясение, не только организовал в своей стране донорские пункты, но и сам сдавал кровь. Это обнаружилось случайно, когда на одном из донорских пакетов медики прочли надпись  «Fidel Alejandro Castro Ruz».

Впрочем, стоп-стоп-стоп… При всем нашем горячем желании поделиться с читателями интереснейшими сведениями, полученными из книги А. Л. Ерканяна, мы все же прекратим ее цитировать и отошлем его к собственно книге, которую если даже не удастся купить в интернет-магазине, то легко можно будет заказать и прочесть в читальном зале ДГПБ. А пока обратимся к собственно автору книги «Армянского мира…». 

 — Александр Леонович,  отставим ненадолго разговор о книге. Вот о чем хотелось бы расспросить вас: каждый из нас, сегодняшних армян, наряду с тревогой по-поводу происходящего сегодня на нашей исторической родине — Армении, чувствует свою личную ответственность перед будущим народа в целом. В вас эта тревога, это чувство ответственности должно быть отзываются особенно остро, ведь вы наследник сразу нескольких известных армянских родов.

— Да, вы правы, моя родословная ко многому меня обязывает.  По линии отца мои предки родом из Эрзерума — армянского города, находящегося на территории Западной Армении, входившего в состав Османской империи (ныне Турция). Но во мне также течет кровь таких известных арцахских родов, как Авакяны-Агамаловы со стороны отца, и Авакяны-Ханферянцы со стороны мамы, чем я немало горжусь. Отец мой был юристом, профсоюзным деятелем, известным и уважаемым человеком в Ереване. Среди Ерканянов было немало людей, чьи имена можно найти в энциклопедических справочниках не только Армении и России, но и мира. Так моего деда Тирана Ерканяна называют одним из выдающих армянских зодчих. Его родной брат Ваге Ерканян был известным революционером, его именем была  названа одна из улиц грузинского города Ахалциха.  Среди родственников со стороны моего отца были и есть известные историки, композиторы, дирижеры, пианисты. Но, пожалуй, самой яркой личностью среди Ерканянов был дядя моего отца — легендарный Арам Ерканян. После произошедшей с нашим народом в Османской Турции трагедии, он, будучи довольно молодым человеком, стал участником операции «Немезис» («Возмездие»), первый привел в исполнение заочный приговор Стамбульского трибунала в отношении главных убийц армянского народа — кровавых лидеров партии младотурок. Перебравшись потом в Румынию, он начал издавать газету «Армения». Затем, эмигрировав в Аргентину, написал книгу воспоминаний «Так мы отомстили», рассказывающую об операции «Немезис». Его имя высоко чтут армяне всего мира, его могила в Кордове является местом паломничества латиноамериканских армян.

Не менее интересна история рода моей бабушки со стороны отца. Благодаря ему я нахожусь в родстве с классиком армянской литературы Александром Ширванзаде (Мовсисяном), одним из руководителей советской нелегальной разведки Рубеном Агамаловым, выдающимся армянским художником-портретистом Степаном Агаджаняном, известным армянским актером и театральным деятелем Ованесом Абеляном, тесно, кстати говоря, дружившим с Федором Шаляпиным.

Скажу несколько слов и о моей родословной со стороны мамы, чья фамилия была Мелик-Пашаева. Известно, что род Мелик-Пашаевых был один из самых именитых княжеских родов Арцаха. Как и в случае с моим отцом, в роду у мамы, много известных людей, профессионалов своего дела — ученых-нефтяников, военных, архитекторов. Но, пожалуй, наиболее знаменитым был троюродный брат моего дедушки — Народный артист СССР Александр Шамильевич Мелик-Пашаев, которого называют одним из самых выдающихся дирижеров XX столетия. 

С гордостью, но и с горечью назову имя Сергея Худякова (Арменак Ханферянц), троюродного брата маминой мамы. Маршал авиации, один из руководителей ВВС СССР, человек беспримерной отваги, ума и чести, он после Великой Отечественной войны попал под колесо сталинских репрессий, был расстрелян в 1950-м году.  

Словом, что ни имя в моей родословной, то личность, о которой хочется рассказывать бесконечно. Интересующихся отсылаю к сайту http://russia-artsakh.ru/node/10241. Там можно прочесть о многих других моих прославленных родственниках.

— Впечатляющий список…  Однако, перечисляя имена предков, вы забыли рассказать о самом близком человеке, о своей маме Нине Ивановне Мелик-Пашаевой, одной из ведущих лингвистов-русистов Армении.

 —  Почему же забыл?! Память о маме во мне неизбывна. Прекрасно помню я те строфы, которые были посвящены ей великим Расулом Гамзатовым в поэме «Я влюблён в сто девушек» (глава «Девушка в купе»):

Не позабыть, пока живу,

Мне девушки одной,

Что как-то ехала в Москву

В одном купе со мной.

Спасибо, дорогой кассир,

Что дал места нам рядом,

Что с ней в одно окно на мир

Одним смотрели взглядом.

Так, рядом с ней, вдвоём, без слов

Всю жизнь я ехать был готов.

Да, моя мама действительно была в молодости очень хороша собой. Но я хочу сказать, что прежде всего оба мои родителя были красивы душой. Они ушли из жизни довольно рано — в конце 1990-х годов.  Конечно, мне их очень не хватает, но в последнее время  думаю о том, что может это и хорошо, что их нет среди нас, что они не увидели трагедии, случившейся с нашим Арцахом, не видят и то как рушатся сегодня все те идеалы, на которые опирались всю жизнь.

— Да, невыносимо горько знать, что земля, на которой наши предки жили со дня основания мира, покинута нами, отобрана у нас в результате коварных и кровавых игрищ современных вершителей мира…

— Что и говорить, каждый из нас тяжело пережил случившееся. Когда произошел исход нашего народа с коренных наших земель, в которых армяне, согласно многочисленным древним источникам и материальным артефактам, жили с незапамятных времен, у меня, признаюсь, случился сердечный приступ. Но я вот что думаю, размышляя о череде трагедий, которые преследуют наш народ уже многие столетия: видимо Господь решил, что кроме нас, армян, никто больше не выдержит таких тяжелых испытаний, что своими страданиями мы искупаем некие грехи всего нашего мира. Я историк, и хорошо знаю, какую огромную роль в формировании и становлении современной европейской цивилизации сыграли армяне. Ведь, по сути, в основе ее (европейской цивилизации) лежит тот ментальный, культурный, интеллектуальный фундамент, который был заложен протоармянами жившими в прошлом на Армянском нагорье. Эта земля стала праматерью, для многих народов, населяющих сегодня западную часть Европы. Как и своего рода матерью христианской Руси стала юная армянская царевна Анна, выданная ее венценосным византийским братом Василием II за будущего крестителя земли русской Владимира Красное Солнышко.

Спасаясь от нашествия варваров, армянам пришлось рассеяться по миру. Но вопреки всем и всему, где бы мы не оказывались, мы продолжали строить дома, сажать сады, любить родных и друзей.  А еще… вопреки всему и всем мы останемся армянами, а значит людьми сострадательными к чужой беде, трудолюбивыми, мирными. Покинув вынужденно свою историческую родину, рассеявшись по разным уголкам мира, мы умеем быть преданными и верными гражданами тех стран, в которых поселились. Но при этом не забывая и о своих корнях, о том откуда родом. Многие из армян, о которых рассказал я в своей книге, никогда не были в Армении. Они часто не знают армянского языка. Но все они не только не отрекаются от своего армянства, но и гордятся причастностью к армянскому народу. Невозможно не уважать их за это, гордиться такой их крепостью духа, преданностью своим родовым корням!

Уверен, выдержав все испытания уготованные нам Господом, мы, армяне, выйдем в конце-концов победителями в этой нашей битве Добра с мировым Злом. Доказательством правоты моих слов может служить и моя книга «Армянский мир Александра Ерканяна». Прочитав ее, думаю вы убедитесь в моей правоте, станете моими единомышленниками. С этим убеждением я и живу.

Нонна Мирзабекова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *