Музейное пространство было и остается хранилищем исторической памяти. Именно осознание данного факта и стремление сохранить историю переселения армян из Крымского ханства на Дон, основания города Нахичевани-на-Дону и способствовало тому, что идея создания музея была выдвинута ректором Нахичеванской-на-Дону духовной семинарии Ервандом Овакимовичем Шахазизом еще в 1907 году. Он предлагал создать музей историко-археологического содержания и сосредоточить в нем привезенные из Крыма раритеты.
В ГКУ РО «Государственный архив Ростовской области» сохранился документ, датированный 21 февраля 1909 года, следующего содержания: «Администрацией Нахичеванской-на-Дону Духовной семинарии открыт при семинарии музей древностей. В музее будут храниться древности, относящие к прошлому разных народов, преимущественно же древности армянские. Последних же, по свидетельству местных жителей, довольно много. Они привезены сюда из Тавриды предками нахичеванцев в последней трети XVIII столетия. Если же вспомнить, что переселившиеся в Нахичевань с Таврического полуострова армяне — не исконные жители Крыма, а потомки армян-пришельцев из г. Ани и его окрестностей, то можно сказать с некоторою уверенностью, что многие из имеющихся в нашем городе древностей восходят к более отдаленному, чем указанный, периоду жизни армянского народа, именно ко времени процветания г. Ани в царстве Багратидов в X-XI вв. Изучение этих древностей пролило бы свет на многие темные стороны не только арменоведения, но и исторической науки вообще. К сожалению, они находятся в руках лиц, для которых не представляют никакого интереса и обречены на гибель. Желание охранить упомянутые выше древности от гибели, сберечь для науки и побудило администрацию к открытию музея. Собранные в одном месте, они дадут возможность лицам, посвятившим себя науке, пользоваться богатыми материалами для своих трудов».
Члены Городской управы, внимательно изучив обращение Ерванда Шахазиза, пришли к решению, согласно которому в «…ведение семинарии можно передать лишь те древности, которые имеют только археологическое значение. Что же касается актов и документов, удостоверяющих права владения города в имущественном отношении и поэтому имеющих юридическое значение (грамота, межевые книги), то таковые, по мнению Управы, не могут быть переданы в другое ведомство».
Нахичеванская-на-Дону городская дума поддержала решение Управы.
И 14 марта 1909 г. постановила принять заключение Управы и «переданные в музей семинарии артефакты хранить в специальном шкафу под названием «городской».
Еще одну попытку создания Музея истории предпринял Мартирос Сергеевич Сарьян в 1920 г., уже после установления на Дону Советской власти.
В своих мемуарах «Из моей жизни. Воспоминания» художник так характеризует свою общественную деятельность в этот период: «После прихода большевиков я стал заниматься организацией армянского краеведческого музея, для участия в котором привлек и Ерванда Шахазиза».
В Государственном архиве Ростовской области сохранилось заявление М.С. Сарьяна следующего содержания: «Заведующему отделом народного образования от художника Мартироса Сарьяна. Прошу зачислить меня на должность заведующего Армянским музеем с первого апреля, с которого числа я работаю по организации музея. Художник М. Сарьян. 1920 г.15 мая. Прошу утвердить как необходимого и незаменимого работника с 1 апреля 20 года (далее подпись) 1.IV. 20 г. Со своей стороны настроен решительно».
Музей был открыт в бывшем доме Гайрабетовых (до 1868 г. в нем располагался Городской магистрат).
28 ноября 1920 года на заседании Секции музеев был заслушан доклад М.С. Сарьяна об Армянском краевом музее, официальное открытие которого состоялось 3 октября 1920 г.
На данном заседании секции был поднят вопрос о переводе из Москвы армянского музея, т.к. в Ростове и Нахичевани-на-Дону проживало большее количество армян.
К сожалению, музей в городе Нахичевани-на-Дону просуществовал не очень долго. В 1921 году в Ереване был основан Культурно-исторический музей Армении.
В 20-е годы прошлого столетия Армения остро нуждалась в высококвалифицированных технических специалистах, в деятелях науки и культуры. И многим представителям творческой и технической интеллигенции города Нахичевани-на-Дону пришли приглашения на работу в Ереван.
Ерванд Шахазиз и Мартирос Сарьян, возвращаясь на свою историческую родину, в целях сохранения вывезли экспонаты Армянского краевого музея (в том числе и архив Нахичеванского магистрата) для передачи в фонды Культурно-исторического музея Армении.
Мартирос Сергеевич Сарьян никогда не порывал связи с родным городом. В 1967 году, в связи с планированием застройки Северного жилого массива, Ростовский горисполком принял решение о сносе церкви монастыря Сурб Хач (Святой Крест).
Представители общественности, не согласные с таким решением, обратилась за помощью в Ереван, к председателю республиканского общества охраны памятников, народному художнику СССР, лауреату Ленинской премии, академику АН Армянской ССР, Герою Социалистического Труда Мартиросу Сарьяну.
В многочисленных письмах, посланных Сарьяном в Ростовский обком КПСС, начальнику государственной инспекции по охране памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР, содержалась не только просьба сохранить уникальный памятник XVIII в., но и предложения по использованию сохранившегося строения в качестве филиала Ростовского областного музея краеведения.
Сотрудники Ростовского областного музея краеведения и Ростовское областное отделение ВООПИиК не только поддержали идею обязательного сохранения памятника, но и делали все возможное для ее воплощения.
В начале осени 1967 года заведующая отделом досоветской истории Дона Нелли Григорьевна Фрадкина была командирована в Ереван. Ей было поручено выяснить «в Министерстве культуры, институте истории, союзе художников, какую они могут оказать помощь в создании музея». И эту сложную задачу ей помогли выполнить — директор Армпропроекта и ведущий архитектор Еревана Марк Григорьевич Григорян и заместитель директора Института истории Армении Владимир Бахшиевич Бархударьян. Во время своей командировки Нелли Григорьевна посетила и М.С. Сарьяна, о встрече с которым всегда вспоминала с особой теплотой.
12 января 1968 года исполкомом Ростовского-на-Дону городского совета депутатов трудящихся был принят документ, в котором говорилось о включении в список памятников истории местного значения комплекса сооружений (включая могилы М. Налбандяна, Р. Патканяна и А. Аламдаряна) армянского монастыря Сурб-Хач в поселке Мясникован, имея в виду в дальнейшем предоставление в Совет Министров и РСФСР и Министерство культуры РСФСР предложений о включении этого комплекса в список памятников истории государственного значения. Также предлагалось сделать капитальный ремонт зданий монастыря и благоустройство занимаемого им участка и организовать в нем филиал Краеведческого музея.
Исполнительный комитет Ростовского областного Совета депутатов трудящихся узаконил это решением № 129 от 7 февраля 1968 года.
Необходимо отметить, что еще до принятия решения о создании Музея русско-армянской дружбы в Ростовском областном музее краеведения велось плановое комплектование фондовых коллекций, направленных на представление истории Новой Нахичеванской колонии на Дону.
В 1961 году в фонды музея были переданы уникальные документы, фотографии, бытовые предметы, которые на протяжении многих лет собирала и хранила Иустиния Крекоровна (Георгиевна) Кагальницкая, посвятившая более сорока лет своей жизни провинциальному театру. Так, семья Дюргеровых в ноябре 1965 года передала в музей семейные реликвии — коллекцию медной посуды, привезенной их предками, армянскими переселенцами из Крыма.
В сентябре 1966 года в селах Мясниковского района Ростовской области работала этнографическая экспедиция, которую возглавляла заведующая отделом РОМК Фрадкина Нелли Григорьевна, вместе с ней в экспедиции работали М. Люледжян и научный сотрудник музея, талантливый археолог Виктория Мечиславна Косяненко.
18 июня 1972 года вышел приказ по Ростовскому областному музею краеведения, согласно которому к 1 ноября 1972 г. нужно было завершить работы по созданию экспозиции в здании отреставрированной церкви монастыря Сур Хач. В работе по созданию экспозиции принимали непосредственное участие практически все научные сотрудники музея.
МУЗЕЙ РУССКО-АРМЯНСКОЙ ДРУЖБЫ В ХРАМЕ СУРБ ХАЧ (1972–2007)
Официальное открытие «Музея русско-армянской дружбы Сурб Хач» состоялось 14 ноября 1972 года. Дата и год открытия музея были выбраны не случайно. В 1972 году в стране планировалось проведение ряда торжественных мероприятий, связанных с 50-летием образования СССР.
Именно 14 ноября 1779 года императрицей Екатериной II была подписана «Жалованная грамота вышедшим из Крыма христианам армянского зако-на» — документ, положивший начало истории Нахичевани-на-Дону и Ново-Нахичеванской армянской колонии.
И именно 14 ноября 1829 года в городе Нор Нахичеван (Новый Нахичеван) родился поэт, писатель, философ Микаэл Лазаревич Налбандян, похороненный по воле горожан у стен церкви монастыря Сурб Хач.
Автором первой экспозиции Музея русско-армянской дружбы стала Н.Г. Фрадкина. В данной экспозиции были представлены уникальные предметы из фондов Ростовского областного музея краеведения, копии основополагающих документов из архивов Еревана и Москвы, живописные и скульптурные работы, переданные на временное хранение из фондов музеев Еревана. Первым заведующим Музея русско-армянской дружбы стал Аркадий Анатольевич Айрумян.
В 1974 году Музей русско-армянской дружбы возглавила историк, краевед, знаток традиций и быта донских армян Светлана Мелконовна Хачикян.
И уже осенью этого года она встретилась с членом Союза художников СССР, художником-графиком Сергеем Павловичем Чахирьяном, приехавшим в город своего детства.
Светлана Мелконовна настолько запоминающе описала это событие, что ощущается не только искренняя радость художника от встречи со своими детскими воспоминаниями, но и значимость деятельности Музея русско-армянской дружбы в деле сохранения исторического наследия.
Было положено начало формирования уникальной коллекции графических работ художника, отображающих суть эмоционально-колористической составляющей восприятия истории прошлого города. На протяжении многих лет Светлана Хачикян поддерживала отношения с семьей художника.
Экспозиционную и выставочную деятельность Светлана Мелконовна успешно совмещала с научно-исследовательской работой. Много времени посвятила она работе в архивах Ростова-на-Дону, Москвы. Ее научные доклады по истории и этнографии донских армян на научных конференциях всегда вызывали неподдельный интерес.
Вместе с научным сотрудником музея Петуховой Натальей Яковлевной, отдавшей работе в музее более 26 лет, Светлана Мелконовна возродила проведение на территории, прилегающей к музею, национальных праздников донских армян.
Когда в конце 1980-начале 1990-х гг. в стране начался процесс перестройки, изменения на постсоветском пространстве произошли как в геополитике, властных структурах и экономике, так и в духовной жизни общества. На основании Концепции государственной национальной политики России, федеральных законов о национально-культурной автономии и об общественных объединениях стали создаваться национально-культурные общественные организации, возрождаться конфессиональные общины, что явилось прогрессивным шагом на пути возрождения национальных традиций народов России.
Так, в 1988-1989 годах была организована РРОО «Ново-Нахичеванская-на-Дону армянская община» (в настоящее время «Нахичеванская-на-Дону армянская община), на основе договора о совместной деятельности была проведена реэкспозиция музея. Новая экспозиция получила название «Нор-Нахичеванская армянская община в контексте русской общественной жизни».
С 2003 года начал работать клуб «Дружба», членом данного клуба мог стать каждый желающий независимо от возраста, национальности, вероисповедания, политических взглядов. В ходе заседаний клуба выступали представители национальных общин, проводились занятия по изучению русского языка, читались лекции по истории.
В апреле 2007 года глава администрации (губернатор) Ростовской области Чуб В.Ф. принял решение о передаче мемориального комплекса Сурб Хач местной религиозной общине Армянской Святой Апостольской Православной Церкви.
Сотрудниками отделов истории Дона и Музея русско-армянской дружбы Ростовского областного музея краеведения был проведен демонтаж экспозиции. Несмотря на временное отсутствие площадей, сотрудники Музея русско-армянской дружбы (с 2009 года — отдела культуры и этнографии Дона) продолжали свою научно-исследовательскую, научно-выставочную работу.
В возмещение утраченных музейных площадей Ростовскому областному музею краеведения в оперативное управление было передано здание по адресу пл. Свободы, 14/2 , которое решением Ростоблисполкома № 303 от 16.08.1985 г. было признано памятником архитектуры местного значения.
МУЗЕЙ РУССКО-АРМЯНСКОЙ ДРУЖБЫ В ОСОБНЯКЕ М. ИСКИДАРОВА
Торжественное открытие Музея русско-армянской дружбы состоялось 25 ноября 2011 в Ростове-на-Дону на площади Свободы, 14/2. Перед зданием музея было организовано театрализованное действие — сама «императрица Екатерина II» и «генералиссимус Александр Васильевич Суворов» прибыли из глубины веков, чтобы выразить величайшее удовлетворение по поводу открытия Музея русско-армянской дружбы.
Интерес к истории города Нахи-чевани-на-Дону и собственно Новой Нахичеванской колонии был всегда высок. Но, несмотря на востребованность темы, в научно-образовательной сфере специальных обобщающих научных исследований по истории и традиционной бытовой культуре донских армян достаточно немного. И при этом необходимо отметить, что в популярной краеведческой литературе представляются факты и события, не имеющие документального подтверждения и создающие ложное представление об истории города, судьбах людей.
В связи с необходимостью популяризации истории донских армян, подтвержденной историко-этнографическими изысканиями, и было принято решения о начале работы над проектом «Нахичеванские летописи» (работа продолжается и в настоящее время). Целью проекта стало изучение и презентации культурного наследия Нахичевани-на-Дону как яркого примера вхождения в новое социокультурное пространство и привнесение в него своих новаций.
С первых месяцев работы отдела «Музей русско-армянской дружбы» его научные сотрудники уделяли особое внимание пополнению коллекции живописи и графики художественными произведениями талантливых художников, чья жизнь и творчество неразрывно были связаны с историей Донской земли. Художественные выставки из фондов РОМК, частных коллекций в музее проводятся ежегодно.
В 2015 году при содействии РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община» в Национальной картинной галерее Армении на безвозмездной основе был отреставрирован эскиз картины А.К. Ованесова «Из века в век». Впервые зрители увидели эту работу в 1916 году на выставке Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств, на своем полотне художник смог отразить весь ужас резни, регулярно учиняемой турками в армянских поселениях на протяжении веков. В 1918 году «Из века в век» можно было увидеть и на знаменитой выставке «Лотос» в Ростове-на-Дону. Эскиз произвел неизгладимое впечатление на посетителей выставок.
За годы работы музея в Доме Марка Искидарова на площади Свободы стало доброй традицией дарить музею предметы, которые способствуют расширению тематики его выставок.
Каждая новая выставка служит своеобразным катализатором стремления сохранить, сберечь и хрупкие, порой уже почти незаметные, следы старого быта и понимания необходимости зафиксировать и приметы нового времени.
На протяжении пятидесяти лет три поколения научных сотрудников отдела «Музей русско-армянской дружбы» единодушно главными стратегическими направлениями своей деятельности считали как формирование музейных коллекций, так и раскрытие информационного потенциала коллекций и памятников культуры и включение их в современный коммуникационный процесс.
Музей русско-армянской дружбы с первых дней своего существования был и остается хранителем и лоцманом исторической памяти.
Создание выставки «На перекрестке столетий и судеб. Страницы истории Музея русско-армянской дружбы. Году культуры народов РФ посвящается» позволит представить посетителям 50-летнюю историю отдела «Музей русско-армянской дружбы» и наметить перспективы его дальнейшего развития.
Подготовила к публикации Светлана КАТАРЯН