Исходя из сообщений азербайджанских СМИ, оказывается, и Кочари ничто иное, как азербайджанский… пардон!… древнеазербайджанский танец. Или, как его называют в соседней стране, – «Танец кочевников». Именно поэтому он Кочари. Правда, иногда трактовка названия ведется не от кочевника, а от барана. Ведь «гоч» по-азербайджански – «баран». В Азербайджане это животное словно является тотемом и много чего связано с этим парнокопытным. «Бараны» и «кочевник» – основные скрытые символы, которые раскрываются тогда, когда это выгодно для азербайджанской науки… А когда такая выгода только во вред, то баранов и кочевий приходиться избегать и переквалифицироваться в древних, оседлых жителей Закавказья, ровесников шумеров. Да чего там шумеры! Шумеры и есть азербайджанцы.
Поражает низкий уровень IQ разработчиков «барано-кочевой» версии Кочари, для которых достаточно одной фонетики, чтобы выявить этимологию и назвать «азербайджанским танцем». Между тем, на Земле чуть более 20 тюркских народов, расселенных от Эгейского до моря Лаптевых. Тюркские родственные народы – одной языковой группы, с одним общим прошлым, но благодаря кочевьям, скитаниям и завоеваниям они расселились по Евразии от места зарождения в Центральной Азии. Что мешает задаться простым вопросом: почему 98% тюркских народов слыхом не слышали о Кочари и лишь только 2% (азербайджанцы и турки) танцуют Кочари и считают его родным народным танцем? Большая часть других тюркских народов имеют свои специфические народные танцы, которые далеки как от хороводных, так и от связанных с войной, как Кочари у армян… У узбеков и туркмен имеется небольшой ряд хореографического искусства, напоминающий хороводы, но это заимствования от ираноязычных народов самого Ирана, Афганистана и Таджикистана. И тоже не Кочари. Тюркские народы Алтая и Сибири так и вовсе исполняют ритуальные танцы, сопровождая бубном. Но только турки и азербайджанцы, «откочевавшие» от общего центральноазиатского суперстрата в Закавказье и Армянское нагорье, вдруг стали танцевать Кочари. В фольклоре, как и в лингвистике, чтобы выявить корень – в нашем случае танец Кочари – необходима самая элементарная вещь: для признания танца тюркским (азербайджанским) необходимо как минимум 70% родственников-тюрок, танцующих тот же танец и, что немаловажно, живущих вдали от армянского ареала – в Средней Азии, например, или на Алтае. Однако таковых нет. Пока что мы наблюдаем другую картину – народы, танцующие Кочари, все как один проживают в одном и том же ареале Армянского нагорья, что свидетельствует о географическом месте зарождения танца Кочари. Среди таковых народов – армяне, понтийские греки, ассирийцы, курды… Все они частично или полностью являются автохтонами Армянского нагорья и соседних предгорий. Кочари также танцуют аллохтоны Армянского нагорья – турки и азербайджанцы. Можно ли после всего этого говорить о том, что Кочари не армянский, а тем более, тюркский танец? Факт налицо – Кочари автохтонный танец Армянского нагорья и самый что ни есть армянский народный. Тем более, глядя на ритм, движения участников танца, можно убедиться, что в танце нет ничего, что бы напоминало барана или кочевника. Взявшись за руку мужчины (в современной обработке с мужчинами танцуют и женщины) образуя хороводную стену, что присуще армянскому танцу и танцам региона в целом, демонстрируют некое сплочение, крепость, которая так и норовит принять бой и защитить тех, кто за спиной (стеной) танцующих. Именно поэтому танец и называется Кочари (от армянского քաջ «кадж» – храбрый и древнеармянского արի «ари» – «мужчины») – «танец храбрецов», «танец храбрых мужчин». Его правильное исконное название – քաջարի «каджари», которое позже подверглось фонетическому изменению через курдов, называвших «каджари» – kojari, а затем и koçari. Но причем тут азербайджанцы? Тем более, сами азербайджанские фольклористы говорят о том, что Кочари зародился в Нахичеване. Только эти горе-фольклористы забывают уточнить, кем являлись жители исторической Нахичевани – армянами. Чтобы в этом убедиться, стоит заглянуть в любой энциклопедический справочник и почитать об истории нахичеванского края.
Те же понтийские греки, танцующие Кочари, танцуют не все. Только выходцы из Карса. Например, в немецко-английском музыкальном словаре (www.webcitation.org/66bvVJXBE) написано следующее: Kotsari –
a Greak dance originally from the Kars region of Pontos, which is now in Turkey (Кочари – танец греков Карса Понтийского, зародившийся в этом городе, нынче находящемся на территории Турции).
Снова следы Кочари ведут в историческую Армению, так как Карс – древнеармянский город и бывшая столица Армении. В чем так же можно убедиться, обратившись к любым независимым источникам.
Так что, как бы того ни хотели культурокрады разных мастей, ничего азербайджанского в Кочари нет и быть не может, за исключением того, что его танцуют азербайджанцы Нахичевани. Однако танцевать можно все что угодно. Тот же украинский гопак. Турок может станцевать гопак, но от этого танец не станет турецким народным. Даже не смотря на то, что турку может слышатся kapak, что по-турецки – «крышка».
Вадим Арутюнов