Крепость Цор, или крепость царя Велиджана Джалаляна
Крепость эта, возвышающаяся над селами Ванк, Тах, Цор, стоит на высокой (5019 футов) уединенной скале, протянувшейся с запада на восток. С южной стороны крепость защищена неприступными скалами, а с остальных сторон – стенами. Местность тут по большей части ровная, и вид открывается великолепный, а воздух бесподобный. В крепость вели двое ворот – восточные и западные, однако сейчас кое-где осыпались и обвалились стены и даже сами ворота. Стены толщиной 2 м сложены из нетесаного камня на известковом растворе. В самой крепости нет ключей или родников, однако в промоинах от дождей местами проглядывают толстые глиняные трубы, что говорит о том, что некогда сюда была подведена вода от родников у села Шахах и в места паломничества. Время от времени в кре¬пости находят большие карасы, разные сосуды, всяческие орудия, а также выложенные камнем ямы.
Внеса-Кала, или крепость Ованеса
Возведена на вершине округлого холма (высота 500 футов) выше села Июкюратах. Со всех сторон крепость окружают глубокие пропасти, и лишь одной узкой грядой соединяется она с одноименной горой Ванесса (Ованеса). Крепость окружена каменной, на известковом растворе стеной, следующей неровностям вершины, имеет две высокие мощные башни и одни ворота. Стена и ворота местами разрушены, целы только башни. Площадка, на которой стоит крепость, почти ровная, стороны ее тянутся почти на сто метров, а сам вид отсюда открывается прекрасный, и крепость высится величественно и гордо. Внутри крепости сохранились выложенные камнем полы жилищ, а в более возвышенной ее части сооружена вроде бы цитадель, внутри которой имеется каменная цистерна для воды, в которой до сих пор имеется вода, но не чистая. Традиционно считается, что вода была проведена сюда по трубам из родников, что бьют по дороге с южной стороны крепости.
Крепость Дог
Гора, на которой стоит крепость Дог (4892 фута), одиноко и гордо возвышается над селами Таглар, Дох, Мохренис и Туми. С северной, южной и западной сторон крепость неприступна благодаря громадным отвесным скалам, а с восточной стороны склон лесист и каменист. Открытая часть вершины перекрыта стеной от южных скал до северных, да еще дополнительно усилена огромным глубоким рвом. Выше жилищ, над возвышающейся над ними скалой стоит довольно древняя церковь, возведенная из нетесаного камня на известковом растворе и поныне почти полностью сохранившаяся. Церковь имеет два входа – с западной и южной сторон, два окна – в восточной и западной стенах. Длина ее 9 м 3 см, ширина – 6 м. С северной стороны она несколько повреждена. В церкви стоят пять небольших крестов из белого известняка, на которых имеются надписи: «Крест Назаха», «Крест Мрхапета», «Крест Шаума», «Крест Газара» и «Крест Егуа». На южной стене снаружи вырезано изображение Богоматери с младенцем Иисусом на руках и портрет ученого монаха в клобуке, на западной стене – изображения двух молящихся церковников и крест. К сожалению, нигде нет даты, однако облик церкви выглядит довольно старинным – и самих крестов, и начертания букв. Стены церкви сложены из белого известняка, совершенно такого же, из которого возведена и церковь монастыря Аковка. Судя по всему, камни и той, и этой добыты в одной каменоломне.
В нескольких шагах к югу от церкви находится могила архимандрита. На надгробной плите вырезан двуглавый посох в виде змеи и держащая его кисть руки. Надпись же гласит: «Год 706 (1257). Это могила архимандрита Мовсеса…». Поскольку день уже угас, остальное мы не успели прочитать, а после не нашли времени вернуться сюда.
Цистерны
Несколько к югу от церкви находится пруд величиной с четыре гумна, всегда полный дождевой и снеговой воды. По нашему мнению, здесь во время осад защитники крепости запасали воду.
Крепость Дизапайт
Гора, на которой стоит крепость (высота 5994 фута), является западным отрогом хребта Дизапайт и нависает над селом Туми. Южная и западная стороны вершины ограждены стенами. Стенами перекрыты и наиболее опасные ущельица и расщелины. Ворота находятся с западной стороны, а стены без башен. Внутри защищенной площади располагались жилища, хотя лесистая вершина горы и неровна. Родников или ключей нет, поэтому здесь, особенно на южной стороне, устроены цистерны, в них собирали воду, которую приносили, в частности, из знаменитого источника Таглар, что бьет под западной стеной крепости. Следует отметить, что крепость эта не имеет той неприступности, которой обладает крепость Дог.
Область Варанда
Границы области пролегают по речкам Гуручай и Гаргар, кромке равнины и вершинам хребтов Кирс и Дизапайт. Варанда, как и Дизак, ощущает недостаток воды, однако хлеб здесь родится богатый, а армянское население сохранилось.
Поселок Таглар
Стоит на южном склоне горы, которая является продолжением отрога хребта Малый Кирс и тянется до Драхтика. Жители переселились сюда из Старого Таглара. Земля казенная, неровная, большей частью супесь, очень скудная и неплодородная. Местные плоды – пшеница, ячмень, полба, рис, конопля, редис, лук, чеснок, фасоль, бобы, мак, шелковица, яблоки, груши, киндза, кресс-салат, майоран и тому подобное. Вода, воздух и климат здоровые, местность живописная, люди живут до 100 лет. Церковь Аменапркич, каменная, на двух арочных сводах без колонн, длиной 19 м 45 см. Церковь построена на пожертвования жителей, с южной стороны проделаны два новых окна. «Эти окна – память от сыновей Шахназара Папалянца. 1892» – гласит надпись. Священников четыре. Дымов 450, мужчин 1400, женщин 1070.
В церкви имеется рукописное Евангелие среднего формата, пергаментное, украшенное росписями, но безвкусными и неискусными. Из памятной записи:
«Переписано сие Евангелие в краю Воротеан, в селе под названием Лор, под покровительством святого воителя Георгия, в патриаршество архипастыря Святого Эчмиадзина и наследника трона святого Просветителя, Его святейшества владыки католикоса Акоба, наместника святого престола нашего Стате, славного вероучителя Ованеса, в правление шаха стрелков тачиков Сулеймана (Сефи II, 1666-1694) и в год Армянский 1122 (1673). Переписано богоизреченное слово сие рукою ничтожного диакона Аристакеса… Получитель святого Евангелия благочестивый священник Врданес, что в селе Махрав области Какаваберд…» Далее приписано: «Помяните нового получателя… Евангелия господина Абраама, сына Пахунц Погоса из Таглара… Увидев (его) в реках неверных, на кровные средства и передал церкви свои выкупил Сурб Геворг в монастыре Техи (большое село в области Великий Сюник)… ради спасения души своей и родителей…» Далее следует еще одна приписка последнего владельца, передавшего Евангелие церкви: «Святое Евангелие это – память, и передал его церкви Аменапркич (ради) родителей своих – Погоса Багдасаряна из Таглара и матери моей Хатун. Абрам Погосян».
Здесь имеется одноклассная мужская школа Сурб Саакянц с 50 учениками, из которых платят за учебу 30, бесплатно учатся 15. Годовое жалованье учителям 315 рублей.
(Продолжение следует)