nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Дворец мелика Баги

Дворец мелика Баги, стоящий неподалеку от женского монастыря, представлял собой двухэтажный дом. Первый этаж состоял из трех традиционных арцахских комнат, а второй этаж генерал Арустам Гюгиян Мадатянц велел снести и выстроить на его месте себе квартиру, которая ныне тоже лежит в развалинах.
Гробница меликов. В нескольких шагах ниже старого кладбища поселка находится кладбище, на котором хоронили членов рода Мелик-Шахназарянов. На надгробиях надписи:

«Здесь покоится мелик Шахназар (Третий),
Сына мелика Хусейна,
Князя областей Арцахских,
Владыки Варанда. Он был отцом мелика Джумшуда,
Полковником Российским,
Преданным нации Армянской,
Отважным и храбрым полководцем.
Прошу помянуть многогрешного
Единым словом перед Богом.
Год 1792».
«Это могила мелика Джумшуда…
Внука великого
Благородного мелика Хусейна (Второго),
Прошу помянуть многогрешного
Единым словом перед Богом.
Год 1261 (1812) апреля 25-го».
«Это могила мелика Джаанбахши,
Правителя области Варанда,
Благородного сына мелика Шахназара.
Скончался в 1822 году».
«Мелик Худат, владетель Варанды,
Кровный внук мелика Джумшуда.
Это его могила, в которой лежит телом,
А душой всегда и бессмертно живой.
В сорок лет ушел он из мира,
Избегая всякого зла.
Камень этот воздвигнуть повелела
В честь него супруга его безутешная.
Год 1282 (1833)».
«Это могила Авакджана, сына мелика Хусейна. Год 1272 (1823)».
«Это могила Манасан-бека, сына мелика Хусейна. Год 1256 (1807)»
«Это могила Хусейна (Второго), сына мелика Шахназара. Год 1250 (1801)»

На северном краю кладбища под большой орешиной находится украшенный крестом камень, на котором надпись: «Это крест Тороса-аги. Год 1006 (1557)». На надгробной плите вырезана фигура Тороса-аги, пускающего из лука стрелу в оленя.
Чуть выше этой могилы находится еще одна. Надгробие закруглено сверху, а на правой его стороне вырезано изображение царя: он восседает на коне и едет, вздымая в руке крест. Огромный дракон с разверстой пастью гонится за ним. На другой стороне надгробия изображение креста и очень неразборчивая надпись, сделанная поперек плиты: «В году 690 (1241) почил царь Агванка… Я, тер Масун, написал, кто прочитает, пусть испросит (для него) милости у Бога.
Здесь покоится храбрый Мурад Гатиона, умелый спарапет (воевода) области Варанда».
Рядом с этим надгробием имеется другая могильная плита с изображением восседающей на коне царицы, но никаких надписей нет.
СГНАХ
Находится почти рядом с Аветараноцем, к западу от него. Жители исконно местные, земля казенная, среднего плодородия, садов нет, вода, воздух и климат здоровые, люди доживают до 85 лет. Церковь Сурб Аствацацин, священник один. Домов 55, мужчин 236, женщин 188.
ВЕРИН
(Верхний) СЗНЕК
Отрог, берущий начало от большого Кирса, тянется на юго-запад от села Шоши и достигает горы Погохана. От этой горы ответвляются три малых хребта. Первый тянется прямо до села Варазабун, второй – в сторону Кхарца, Кзкалы, Ашана и других сел, третий – в сторону Марушена, Маваса, Схторашена и горы Хазаз. Верин Сзнек стоит в южной части этого последнего хребта, жители — переселенцы из Персии (из Кара-дага), земля бекская, весьма скудная, нет ни садов, ни насаждений, воздух, вода и климат здоровые. Жители доживают до 85 лет. Церковь Сурб Аствацацин, каменная, священник приходит из Неркин (Нижнего) Сзнека. Домов 46, мужчин 175, женщин 148.
НЕРКИН
(Нижний) СЗНЕК
Расположено близ Верин Сзнека. Жители, земля, климат и все и прочее такие же. Церковь Сурб Аствацацин, священников трое. Домов 92, мужчин 377, женщин 350.
ХАЧМАЧ
(Меж крестами)
Село называется так потому, что в округе находится множество каменных резных крестов. Стоит на восточном склоне того же хребта, что и Верин Сзнек. Половина жителей исконно местные, остальные частью из Баргушата, частью из села Старый Кятук (ныне покинуто и лежит в развалинах). Земля бекская, не орошается, но хлеб родит хорошо, вода, воздух и климат превосходны, люди доживают до 90 лет. Церковь Сурб Степанос, сводчатая, с маленьким куполом, длиной 130 м. 90 см., шириной 9 м. 32 см., священник один. На правом косяке двери надпись: «Я, мастер Усеп, и Гейкург (Геворг) эту церковь возвели в память (о нас). Кто увидит, помяните перед Богом». На тимпане двери дата «Год 1100 (1651)». Домов 62, мужчин 290, женщин 220. У сельского священника имеются две рукописные псалтыри.
1. Псалтырь пергаментный, очень красивый, в его начале помещено «Толкование Пророка Давида, предпринятое епископом Атанесом».
2. Псалтырь на бумаге, неполный — выпали страницы в конце.
Ниже села находится старое селище и обширное кладбище.
Перепечатано из книги: Епископ Макар Бархударянц «Арцах» (СПб) 2012 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *