nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В Нахичевани-на-Дону и в армянских селах современного Мясниковского района еще сто лет назад в каждом доме хозяйки на кухне держали «гохичк» (կոխիչք). Так на местном новонахичеванском диалекте западноармянского языка называются круглые деревянные печати, формы для выдавливания узоров на праздничной выпечке. Крымские армяне Дона используют «гохичк» для выпекания большой круглой слоеной гаты со сладкой начинкой («хориз», поджаренная мука с сахаром и маслом), которую называют թէլ-գաթա — «тел-ката» (в селах Чалтырь и Крым) или «тел-гата» (в селах Мец Сала, Султан Салы, Несветай и городе Нахичевань-на-Дону). Кеворк Джалашьян в середине 20 века в своем толковом словаре новонахичеванского диалекта указывал, что тел-гата или «тел-ката» выпекалась как в армянских селах Мясниковского района, так и в бывшем городе Нахичевань-на-Дону. Чаще всего тел-ката ассоциируется со свадебным обрядом у новонахичеванских армян. Так, согласно распространенным представлениям, сладкая начинка в тел-ката «символизирует сладкую жизнь, достаток; много промасленных слоев, соединенных кверху — долгую совместную жизнь», а узор от штампа для запекания «гохичк» выражает пожелание «вечного процветания и продолжения рода».Сегодня в армянских селах Мясниковского района все еще жива традиция готовить тел-ката для свадебного обряда. Так, полагается преподносить тел-ката вместе с пригласительными открытками на свадьбу пожилым людям, а также близким родственникам и особо уважаемым гостям. Как правило, родители молодых разносят пригласительные вместе с тел-ката за две-три недели до свадьбы. Если в доме, куда они приходят, имеются незамужние девушки и неженатые парни, то полагается пожелать им скорейшей свадьбы и будущего счастливого брака: «Дарросы цедзи!» (Տառոսը ձեծի, «Того же счастья и вам желаю!»). В ответ получающие приглашение желают счастья молодым, говоря: «Бахтавор толан, мег парци тоцеранан!» (Բախտավոր թող (ըլ)լան, մէկ բարձի թող ծերանան — «Пусть будут счастливы и состарятся на одной подушке!») и т.д. Когда на свадьбу приглашают крестных, то по традиции преподносят им не одну, а две тел-ката.

В недавнем прошлом тел-ката не заказывали, а пекли 2 раза перед свадьбой. Хачерес Поркшеян в книге «Устное народное творчество армян Нор Нахичевана» (Ереван, 1965) пишет, что родители молодых специально обращались к родственникам и соседским старушкам для помощи в приготовлении тел-ката. В наши дни многие сельчане старшего и среднего поколения помнят, как для ее приготовления в доме собирались женщины, которые садились за «дырабезом», традиционным низким круглым столиком, и, используя тонкую скалку «охлов», раскатывали пласты теста, накладывали внутрь начинку «хориз» и лепили тел-ката. После этого гату «запечатывали» круглой деревянной формой с узорами «гохичк», смазав поверхность яичным белком. Затем противни с тел-ката разбегались по соседским духовкам. Для свадьбы в среднем выпекают 100-120 тел-ката. Последнюю выпечку тел-ката всегда делают в четверг перед свадьбой для «hарснарр», свадебного поезда. Готовят «борча» (или «бохча», «сверток», «узелок»), поднос с парным числом тел-ката (двумя, четырьмя, шестью), завязанными в большой платок, шаль или, что чаще, красивый прозрачный пакет, который приносят со стороны жениха в качестве обмена за невесту в день свадьбы. В ответ сторона жениха получает подобный «борча» с таким же числом тел-ката. Когда родители жениха встречают молодых после ЗАГСа на пороге отчего дома, мать жениха должна держать в одной руке над своей головой сложенные друг на друга и завязанные в небольшой «борча» две тел-ката. В другой руке у нее находится тарелка с конфетами, монетами, зернами пшеницы или риса. В это время шафер ставит на нижнюю ступеньку лестницы принесенные из дома невесты две опрокинутые тарелки. Молодые муж и жена, поднимаясь по лестнице и входя в дом, должны разбить одним ударом правой ноги тарелки. По обычаю, первым разбить тарелку должен жених, чтобы быть главным в доме. В этот момент отец выпускает над головами молодоженов голубей, а мать разламывает пополам конфету и кладет каждому в рот, а остальное содержимое тарелки высыпает им на головы.

Донской краевед, уроженец села Большие Салы Антраник Геворкович Малхасян (1921-2019 гг.) в своей книге «Страницы истории анийских, крымских и донских армян» (Ростов-на-Дону, 2014 г.) указывает на то, что в армянских селах Мясниковского района в старину существовал обычай, когда в день свадьбы 2-3 молодца из родственников жениха верхом на лошадях и с переметными сумками, набитыми тел-гата, объезжали родственников и знакомых, давали им выпечку и приглашали на свадьбу. При этом раздача тел-гата сопровождалась следующей песней на новонахичеванском диалекте:

Թել-գաթանհեպկեսիլինք,
Ձանկուտամձեզիհասնիք,
Պապաս-մամասբարևկանին,
Ձեզիմերտունհամեցեքկանին:

«Тел-гатанhэбгэс илинк,
Дзан гудам дзези hасник.
Бабас-мамас барев ганин,
Дзедзи мэр дун hамэцэк ганин»
(текст песни приводится по книге Х. Поркшеян «Устное народное
творчество армян Нор Нахичевана». Ереван, 1965).

«Тел-гата полна переметная сумка,
На свадьбу зову вас.
Отец и мать привет передают,
В ваш дом пожаловать просят».
(перевод А.Г. Малхасяна).

Следует отметить, что во время свадебного торжества существует традиция угощать тел-ката музыкантов. Часто тел-ката также готовят и на другие праздники или для чаепития в выходные дни. Пшеничная мука для тел-ката должна быть не только отличного качества, она должна отлежаться, созреть, но и не быть старой. Из только что помолотой муки нельзя печь тел-ката, так как в этом случае она может получиться низкой. Если тел-ката не была достаточно высокой, то она считалась неудавшейся и ее пекли еще раз.

Каждый «гохичк» обладал неповторимым солярным узором, имеющим прямое отношение к аревахачу (արևախաչ, «солнечный крест»), древнеармянскому дохристианскому знаку вечности и символу Солнца. В наши дни помимо «гохичка» часто поверхность тел-каты украшают лепестками из теста, которые формируются при запечатывании начинки внутри. Представительные коллекции штампов для выпекания «гохичк» конца 19-нач. 20 вв.

имеются в армянских музеях Ростовской области (Музей русско-армянской дружбы, Историко-этнографический музей Мясниковского района, Народный музей села Крым). До сих пор во многих семьях армянских сел Мясниковского района «гохичк» бережно хранится как семейная реликвия. Подобные печати для выпекания круглых гат повсеместно были в употреблении во всех регионах исторической Армении, где они известны под именем «гатанахшич/катанахшич» (գաթանախշիչ) или «гатанахшик/ катанахшиг» (գաթանախշիկ). В Ереване их можно увидеть, например, в Музее этнографии и в Доме-музее Лусик Агулеци. У армян в каждой семье был свой неповторимый орнамент на печати для выпечки, по которому в старину быстро определяли, в чьем доме была приготовлена та или иная праздничная круглая гата. Подобные рельефные штампы, так называемые «пинтадеры», бытовали во многих культурах в разных уголках мира с эпохи неолита до средневековья, в частности, в странах Средиземноморья, Центральной и Восточной Европы, в Северном Причерноморье и на Кавказе. При их помощи в древности делали оттиски орнаментов на ритуальных и на других предметах. Представляется любопытным тот факт, что подобные «пинтадеры» есть и в коллекции археологического музея-заповедника «Танаис», располагающегося в Мясниковском районе, который в прошлом году устраивал занимательные интерактивные занятия по выпеканию ритуальных лепешек и украшению их древними узорами при помощи античных штампов для выпечки.

Михаил КАДАТОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *