Ростовский областной музей изобразительных искусств (РОМИИ) открыл выставку «Иван Айвазовский. Наставники и последователи». Специалисты экскурсионного отдела музея сообщили информационному агентству «ЕвроМедиа», что помимо имеющихся в коллекции РОМИИ оригинальных полотен самого Ивана Айвазовского («Лунная ночь», «Черное море», «Гибель Помпеи», портрет градоначальника Нахичевани Арутюна Халибяна), в экспозиции также представлены работы знаменитого русского живописца Максима Воробьева, считающегося главным учителем художника, а также последователей мариниста — Никанора Чернецова, Льва Лагорио, Владимира Орловского, Алексея Боголюбова. Посвященная объявленному в России Году педагога и наставника выставка продлится до 17 сентября.
Кому Иван, а кому Ованес
Как рассказал информационному агентству «ЕвроМедиа» ростовский краевед Георгий Багдыков, Иван (Ованес) Айвазовский, армянин по происхождению, был частым гостем в Ростове и Нахичевани-на-Дону (ныне — Пролетарский район донской столицы, в прошлом — отдельный город, который населяли армянские переселенцы из Крыма). Более того, доподлинно известно, что Айвазовский дружил с нахичеванским купцом и градоначальником Арутюном Халибяном (1790-1871) и даже написал его портрет, оригинал которого сегодня хранится в РОМИИ.
«С Халибяном Айвазовский скорее всего подружился на почве благотворительности, вместе они помогали представителям своего народа в Крыму. Халибян обладал значительным состоянием, был меценатом многих проектов, в том числе и тех, которые инициировал художник. В 1862 году, в знак дружбы и признательности, художник Айвазовский написал портрет Халибяна. И так получилось, что это стало единственным пожизненным изображением нахичеванского главы! В русской искусствоведческой литературе эта работа упоминается под названием «Портрет мужчины». Искусствоведы склонны считать, что это одна из лучших портретных работ Айвазовского. Мне же особенно приятно, что великий художник прославил на весь мир и нашу Нахичевань, написав портрет главы этого города. Уже сам тот факт, что Айвазовский редко обращался к портретному жанру, говорит о многом. Кстати, в 1979 году эта картина экспонировалась в Ереване на масштабной выставке произведений великого художника», — рассказал Георгий Багдыков.
Известно также, что Иван Айвазовский в 1895 году посетил Нахичевань вместе со своей женой для того, чтобы встретиться с Католикосом всех армян Мкртичем I Хримяном. Именно в этот приезд в Нахичевань Айвазовский подарил нахичеванскому епархиальному училищу картину «Корабль в море, попавший в бурю».
Картины, попавшие в бурю
В 2018 году СМИ сообщали о том, что ростовские драйверы во время экспедиции в Крыму обнаружили полотна Айвазовского в каютах затонувшего в 1895 году парохода «Генерал Коцебу». На самом деле, находившиеся под водой больше ста лет картины сильно обросли илом и водорослями, поэтому установить их точную принадлежность не представлялось возможным. Но предположение, что эти полотна принадлежали именно Айвазовскому, возникло не на пустом месте: художник действительно путешествовал на этом пароходе, к тому же широко известно о его страсти писать морские пейзажи на борту кораблей.
Однако спустя два года оказалось, что новость о найденных картинах оказалась информационной «уткой».
«Там не было картин. Экспедиции нужно было отработать грант и создать сенсацию, — пояснил тогда директор научно-образовательного центра «Археологические исследования» Ставропольского госуниверситета Виктор Вахонеев. — Нам передали видеосъемку — там есть рамы, но нет картин. Откуда возникла идея с Айвазовским? Дело в том, что он в 1869 году путешествовал на этом судне в Египет на открытие Суэцкого канала. А дарил он свои картины [пароходу] или нет, — доподлинно никто не знает. Так что это пустая сенсация».
Напомним, историю о нахичеванском градоначальнике Арутюне Халибяне и, в частности, о его дружбе с Айвазовским, можно прочитать на сайте журнала «Нация» (издается холдингом «ЕвроМедиа») в историческом цикле «Гражданин Ростова-на-Дону».