nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Недавно азербайджанцы снесли еще один мемориал участникам Великой Отечественной войны на подконтрольной им территории Республики Арцах (Нагорный Карабах). Это уже шестая акция вандализма в отношении подобных памятников. Конечно, ни у кого не было иллюзорной надежды, что после того, как какая-то часть Арцаха перейдет под контроль Азербайджана, политика армянофобии этой страны пощадит не только древние армянские церкви и монастыри, но и те объекты, которые являются достоянием общей истории, советской истории. Даже если это касается биографии отдельных личностей.
А вы как думали?! Азербайджанская ненасытность просто так оставит армянам право иметь четырех маршалов и одного адмирала? Полагали, что одного только бахвальства неживой материей (азербайджанской нефтью) достаточно, чтобы гордиться «азербайджанским вкладом в Победу»? Оказывается, нет. Все, что касается истории Великой Отечественной войны, ранит азербайджанских армянофобов, из-за чего придумываются новые сценарии пропаганды, связанные с ужасно обидным, превышающим, вкладом армян в эту войну. И пока остальные довольствуются чем есть, азербайджанцы единственные решили буквально «догнать и перегнать» армян уже постфактум. Причем тезисно:
1) Утверждение сначала о ведущей (что объективно имело место), а потом и чуть ли не единственной роли топливных ресурсов Азербайджанской ССР в процессе
обеспечения Красной Армии (тут азербайджанцы делают вид, что Грозного не существует). К тому же любители искать «албанские» корни почему-то с таким же рвением не ищут корни у тех, кто эту самую нефть на территории нынешнего Азербайджана стал добывать (русские, армяне, евреи, Ротшильды, братья Нобели и, в куда меньшей степени, сами зактатары), а также учитывать многонациональный состав советских нефтяников и управляющих нефтепромыслами.
2) Создание потрясающих фейковых историй вроде «Ахмедии Джебраилова», к которому чуть ли не сам де Голль потом в гости приезжал. Тут, правда, они быстро смекнули, что проверка «пруфов» будет заканчиваться плачевно, все-таки история ВОВ не только армян интересует, а с русскими не поспоришь фразочками «армяне опять врут». Статью в Википедии о нем удалили, и вот с тех пор заикаться о новых героях стыдно стало на публику.
3) Хитрый фокус про «граждан Азербайджана». Армянских героев войны, рожденных в Азербайджанской ССР, делали «гражданами» в некоем культурном духе, дескать, они стали таковыми, потому что их «вскормил Азербайджан». Фокус существовал еще в советскую эпоху. Впрочем, возникает вопрос, почему «вскормленные» все родом из широко заселенных армянами территорий на западе республики, особенно из НКАО. Там «кормят», наверное, лучше.
4) Акцент на «армянских нацистах». Так как тему Гарегина Нжде ныне стали активно раздувать, стартуя из России, то азербайджанцы не преминули не только присоединиться, но и усилить повестку. Дескать, армяне вообще были ужасными нацистами и до сих пор славят нацизм (доходило до сравнений эмблемы РПА с черным орлом Рейха; ждем, когда флаг Албании обвинят в двойной нацисткой пропаганде), а потому не должны гордиться героями ВОВ. Тут уж, конечно, аж неудобно (от уровня тупости заявлений) напоминать азербайджанцам о численности Азербайджанского легиона Вермахта, его эффективности, о памятнике Расулзаде, о его отзыве о «национал-социализме», о мемориальной табличке Фаталибею. Все прямо как в одной цитате из Евангелия про соринку и бревно.
Ну и, наконец, мощнейший аккорд — утверждение, что все армяне из Арцаха являются «арменизированными албанцами», а значит, гордиться Баграмяном должны азербайджанцы. Ведь они же потомки албанцев.
Азербайджанцев удивляет то, что никто из 4 маршалов и 1 адмирала не родился в Армянской ССР. Впрочем, тут они, как обычно, частично облажались. У Сергея Аганова дед был из Астрахани, а мать Исакова была шведкой из Эстонии, Идой Лауэр. Раз уже копаться в генетике, то до конца. Причем потом азербайджанец-автор признает корни Исакова, хотя разговор был про «албанцев» вроде. Ну, раз там нет «албанцев», то надо укусить за «шведские корни». Зачем, правда, вроде разговор не об этом был?
Во-вторых, 300 тысяч остальных участников и героев войны из Армянской ССР те не вспоминают. Впрочем, возникает вопрос — раз границы Кавказской Албании в азербайджанских учебниках включают и Иреван, то зачем же тогда разницу подчеркивать? То есть утверждая, что маршалы являются «албанцами» потому, что родились в Азербайджане, они автоматически отрицают принадлежность Иревана к Албании? Стоит немедленно осудить авторов за фальсификацию азербайджанской фальсификации! 300 тысяч «арменизированных албанцев» упустили.
Вообще, сама фраза «арменизированные албанцы» вызывает вопросы. Когда произошла «арменизация»? Если армян только в XIX веке привезли на Кавказ, то когда они успели ассимилировать культуру, которая уже и тогда практически не существовала, оставив только удинов и ряд кавказских народов в наследие? Насколько я помню, в XIX веке на этих территориях уже были тюркские ханства и про каких-то албанцев Панах-хан уже и не вспоминал, причем тюркское расселение касалось и Арцаха, и Утика (сами азербайджанцы рассказывают, как в их ханства притащили армян из Индии/Ирана/Турции/откуда-то). Так кто же в итоге ассимилировал албанцев, получается?
Ну а если азербайджанцы разблокируют знаменитую карту про «армяне пришли в XIX веке, но существовали в античности», то и тут разочарую. Даже если бы армяне в те времена ассимилировали албанцев, то за тысячелетия об этом не осталось и упоминания. Именно поэтому авторы назвали их «тюрко-албанцами», но тогда возникает опять вопрос — как армяне за один век умудрились ассимилировать превышающих численно тюрков (тем более, нарратив был всегда о том, что армяне «выгнали» азербайджанцев с их земель)? И в каком месте они считали себя албанцами?
Мирза Джамал Джеваншир Карабагский, например, в «Карабаги» пишет в XIX веке: «Первою крепостью и городом, основанным в Карабаге, была Берда, населенная в древние времена, как полагать должно, армянами или другим племенем, жившим по берегам реки Тертера». Себя он, будучи азербайджанским тюрком, почему-то к наследию Барды не отнес, зато про армян, живших в древние времена в регионе, знал. Ну, он еще не познал всех тонкостей будущей азербайджанской пропаганды.
Конечно, азербайджанцы не обошлись без шовинизма и парафашистских тезисов про то, что из Чардахлу вышло столько героев-армян потому, что это было албанское село и там «сохранился древний этнический компонент лишь арменизированный, сохранили свои характеристики и качества, совершенно не свойственные хайскому народу». Забавно про героев ВОВ говорить там же, где рассказывается про некие не свойственные нациям характеристики, вроде бы в одной стране такое тоже на уровне идеологии утверждали.
Кстати, это подтвердилось тем, что они потом цитировали, как обычно, Величко, черносотенца и юдофоба. Но потом будут рассказывать о том, как хорошо евреям в Азербайджане и как они любят Израиль (а потом расскажут, как любят Палестину), при этом используя антисемита против армян как ведущий аргумент десятилетия.
Ну и под конец авторы даже Никола Пашиняна приписали к албанцам, дескать он «арменизированный удин (?) из Каравансарая бывшего Казахского уезда». Видимо, «(?)» намекает, что и сам азербайджанский автор не совсем уверен, стоит ли приписывать Пашиняна. Все-таки это не Баграмян. Который, как и все остальные из Чардахлу, всегда считал себя армянином, воспитывался в армянской среде, помнил армянское прошлое и гордился им (причем в советское время все это знали про Чардахлу, даже азербайджанцы). Как и 300 тысяч армян из Армянской ССР, 200 тысяч из других частей СССР и 100 тысяч на фронтах ВМВ за пределами Советского Союза. Видимо, география и место происхождения тут роли не играет. Кстати, Нжде, как известно, был родом из Нахичевана, который тоже азербайджанцы считают своей «исторической землей». Когда увидим и на этот счет выкладки?

Артур АКОПЯН
Для ИАПС Антитопор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *