Армянские студенты и профессора античности 09.Авг.2022

Отношения между армянами и греками были тесными с давних времен. В античную эпоху эти отношения носили, в том числе, и культурно-научный характер. Армяне отправлялись учиться в лучшие научные центры того времени, и история оставила ряд упоминаний о них.

Крупнейшим научным центром поздней античности оставались Афины. Естественно, и армяне отправлялись сюда для получения образования. Отсюда вышел и, пожалуй, самый известный армянин научного мира того времени — Проэресий (Паруйр Айказн). О его армянском происхождении мы знаем от софиста Евнапия, его ученика.

Проэресий изначально учился в Антиохии и только потом в Афинах, став одним из самых выдающихся студентов риторической школы. Вскоре он стал профессором. Его самыми известными учениками были Василий Великий и Григорий Богослов, который посвятил ему эпитафию. После путешествия в Рим Проэресию воздвигли памятник в городе, который не сохранился, но на котором было написано: «Reginarerum Roma, Regi Eloquentiae» («Царица городов Рим — царю красноречия»). Созомен считал его самым популярным софистом того времени.

Еще одним его учеником был император Юлиан Отступник, который позже запретит христианство. Проэресий, оставаясь верным христианству, закрыл свою школу. Тем не менее, Юлиан уважал своего учителя и оставил его единственным профессором на кафедре. Однако Паруйр все же отказался от него.

Авторы того времени также упоминают армянских студентов и после Проэресия, в частности, эпизод, где армяне вступили в философский спор с Василием Великим, который, однако, проиграли. Хотя к такому свидетельству стоит относиться с осторожностью. Тем не менее, упоминание здесь армян также важное свидетельство их немалого присутствия.

Много армянских студентов было и в сирийской Антиохии, также бывшей частью эллинистического мира. Руководил школой Либаний, который сам упоминал ряд армянских учеников. Как пишет Пол Петит, из всех восточных провинций Малая Армения предоставляла Либанию самую большую квоту для своих — 20 студентов. С VI века армяне отправляются в неоплатоническую школу в Александрии и другие города. Анания Ширакаци, например, учился в Трапезунде, у Тихика, который жил в Армении и знал армянский. По дороге Ширакаци также встретил других армян-студентов.

Имея подобные тесные контакты, читая греческую литературу, христианские армянские философы также критиковали ряд философских традиций. Самым известным таким философом был Езник Кохбаци, написавший «Опровержение Лжеучений». Одну из глав он посвящает критике Платона, который, по его словам, впал в нечестие. Критике подвергалась невозможность отделить Творца от творения, вера в независимый характер зла и так далее.

При этом сам Езник был вдохновлен другим греческим философом, Аристотелем. В частности, через него в армянскую традицию пришла идея о четырех элементах (вода, огонь, земля, воздух) и ряд других идей. В дальнейшем в Армении начнет развиваться традиция переводов греческих трудов на армянский язык.

Одним из самых выдающихся армянских философов-неоплатоников был Давид Анхахт. Так же, как и Проэресий, он стал преподавать в той же школе, где и учился до этого, то есть в Александрии. Прозвище «Анхахт» (Непобедимый) он получил за постоянные победы в философских спорах. Он был ярым противником скептицизма и релятивистской мысли.

Связи между армянской и греческой философией уже давно интересуют исследователей. Еще в 1830 году развился интерес в переводах греческих трудов на армянский, так как оттуда можно также восстановить образ древнегреческого. Исследователи из Оксфорда также посвятили труды этим переводам. И ныне проводятся новые исследования, ведь немалый корпус переведенной литературы действительно является важным историческим наследием. И показывает тесную связь между армянской и греческой философской мыслью.
Артур АКОПЯН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>