Андраник вышел из боя Андреем 15.Апр.2020

Человек, о котором ниже пойдет речь, появился на свет далеко от здешних мест – в интернациональном южном городе Баку. Человек этот – отец Назарова Владимира, отставного полковника, и прадед Назаровой Анны, ученицы 8В класса лицея № 27 имени А.В. Суворова г. Ростова-на-Дону. Анна не раз слышала и читала о прадедушке-фронтовике и вот решила поспрашивать о нем своего деда поподробнее.

НАЗАРОВ Андрей Хачатурович

Родился 25 марта 1915 года, за месяц до апогея печально известных событий 24 апреля в Османской империи, в коих (и ранее оных) прославился знаменитый армянский полководец, генерал Русской армии Андраник Озанян. В честь него и назвали новорожденного – Андраником.

генерал Русской армии Озанян Андраник
Назарянц Хачатур Арутюнович с первой женой —
Диванян Айкануш Патвакановной, 1914 г.
Назарянц Хачатур Арутюнович с сыном Андраником, 1916 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отец – Назарянц Хачатур Арутюнович был из небогатого дворянского рода, владел в центре Баку, недалеко от Армянской церкви, небольшим кафе – кофейней. Будучи уже состоявшимся 35-летним мужчиной, взял в жены из Гянджи юную деву 12 лет.

А надо сказать, что в те времена бытовал интересный подход в определении готовности девушки к замужеству. Один из сватов по приходу в дом будущей невесты снимал с головы папаху и с порога со всего размаха бросал ее в девичью грудь. Если устояла на ногах – готовьтесь к свадьбе; упала – значит, придем в следующем году.
12-летняя Диванян Айкануш Патвакановна была девушкой видной, внешне вполне оформившейся женщиной. Словом, испытание папахой выдержала. А через три года она уже имела Андраника вторым сыном (первый умер в младенчестве).
Но жизнь с Айкануш у Хачатура не сложилась. И, расставшись с ней, он в 1924 году в возрасте 46 лет вновь вступил в брак с молодой 18-летней зангезуркой Каспаровой Люсик.

 

Прощание с юностью

 

Назаров А.Х. со своими рыбками, конец 1920-х гг.
В родном дворе с товарищем, кон. 1920-х — нач. 1930-х гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Андраник, одинаково уважая и ту, и другую стороны, стал жить на две семьи. Рос парень, как и все его сверстники в те времена. Играли на гитаре, сидя под забором, напевали тогдашний шансон. Изредка позволяли себе немного баловаться спиртным. А в доме было другое увлечение – вдоль стены стояли несколько аквариумов с рыбками… Но больше всего Андраника тянуло к технике. Он мог часами, как говорится, «от светнадцати до темнадцати» пропадать у знакомых шоферов, безвозмездно помогая им обслуживать машины.

Первые подопечные автомобили Назарова А.Х., 1930-е гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вставай, страна огромная..!

…Но… грянул 1941-й…
Началась Великая Отечественная война… В первый же день, несмотря на бронь, Андраник пришел в Бакинский горвоенкомат с просьбой отправить его на фронт. Просьбу удовлетворили, но сначала направили в Подмосковье на ускоренные командные курсы танкистов, в которых так нуждалась Красная Армия. Как член ВКП(б), подчинился приказу и убыл на переквалификацию из автомобилиста в танкисты. Новоиспеченных танкистов вскоре перебросили на Юга – на Дон, где разгоралась смертельная битва за Кавказ – Гитлер рвался к грозненской и бакинской нефти. В одном из боев танк младшего лейтенанта А. Назарянца был подбит вражеским снарядом и загорелся. Полуобгоревший командир едва сумел выбраться из пылающего люка и, уже теряя сознание, упал на землю. Проходившие мимо немецкие солдаты даже не обратили внимания на дымящийся, как им показалось, «труп» советского танкиста.

 

Мл. л-т, Назаров А.Х.
после окончания курсов, 1941 г.
Ростовская область. Назаров А.Х.
(второй справа), 1942 г.
Воронцовка, Ростовская область. На снимке сидят
слева направо — Назаров А.Х., Цветков, Курбатов,
Герасименко, стоят слева направо —
Цветкова, Курбатова, Конева, Жданов. 1942 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но после их отступления наши санитары подобрали Андраника и с удивлением обнаружили, что офицер-то жив еще, курилка. Контуженный, с сильно обгоревшими ногами и спиной, Андраник больше всего переживал из-за сгоревших документов. И, как оказалось, не случайно. Заглянул к нему как-то офицер из Особого отдела:
— Ну, я вижу, дело идет на поправку. Давайте разберемся – кто Вы, откуда… Документы-то Ваши полностью сгорели.
Назарянц подробно рассказал о себе, о подразделении, в котором служил, о том последнем бое, насколько помнил. Особист все подробно записывал, лишь изредка задавая наводящие, уточняющие вопросы…
… Потянулись томительные дни ожидания результатов проверки. Очередной посетитель был уже из отдела кадров части, где числился Андраник:
— Поздравляю! Все подтвердилось. К моменту Вашей выписки подготовят Вам новые документы и, считай, жизнь началась сначала. Да, кстати, Вас представили к награждению медалью «За отвагу»!

Медаль «За отвагу»
№ 820289
——————
Пр. по 25 танковому корпусу.
Юго-Западный фронт.
№ 09/н от 09.01.1943 г.
Действующая армия
(архив ЦАМО, ф: 33,
о.: 682526. Ед. хран.: 564,
№ записи: 16085157)

 

 

 

 

 

Перед выпиской кадровик появился вновь:

— Документы Ваши готовы. Только одна маленькая деталь. Писаря у меня, что называется, из «глубинки». Сколько не втолковывал, все равно вместо «Назарянц Андраник» записали «Назаров Андрей». Ты не против?
— Да, главное, что я жив, — ответил Андраник-Андрей. – А как там записали – какая разница? Доведется ли вообще до конца войны дожить…

 

АНДРЕЙ – мужское имя греческого происхождения; означает – мужественный, отважный, храбрый. Главным покровителем этого имени является апостол Андрей Первозванный, один из 12 учеников Христа. Первозванный он потому, что был первым из апостолов, кто встретил Христа и последовал за ним. Таким образом, имя «Андрей» исторически связано с проявлением смелости и отваги. Поэтому принято считать, что обладатели этого имени создают образ мужественности и храбрости. Отсюда и название Высшей Государственной награды Российской Федерации – Орден Святого Апостола Андрея Первозванного.

 

 

 

 

 

И стал танкист автомобилистом

 

Фото 1943 г.
Фото 1943 г.
Фото 1943 г.
Фото 1943 г.
Фото 1943 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И продолжилась служба ратная уже Назарова Андрея Хачатуровича по дорогам Донского края и Придонья – Воронежская область, Ростовская область. Именно здесь закладывался фундамент Победы, до которой был еще долгий путь через всю Восточную Европу к Берлину и Праге. А пока «приговор» врачей. С такими ожогами в танкисты – даже и не мечтай. В лучшем случае – в автомобилисты. Пришлось смириться и с этим. Тем более, что профессия эта была не менее родной. Скорее, даже более родной.

 

Ростовская область, р. Северский Донец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Впереди еще ждали и ранения, и контузии… При форсировании начавшего замерзать Северского Донца из-за отсутствия своевременной артиллерийской поддержки довелось двое суток просидеть в ледяной воде в камышах под самым носом у фашистов. Зато потом гнали противника так, что только пятки сверкали. Вскорости и отогрелись. Никто даже и не чихнул.

 

Орден Красной Звезды
№ 207903
——————
Пр. по 25 ТК, Брян. Ф.,
№ : 1 /н от 31.07.1943 г.
Действующая армия.
(архив ЦАМО, ф : 33,
о.: 686044. Ед. хран.: 35,
№ записи: 21601737).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автомобилисты пробились там, где не прошли танки

… Зима 1943 года выдалась суровой, снежной. Заняв исходную позицию на Левбердоне, 25-й танковый корпус перешел в наступление против 8-й итальянской армии, расположившейся на правом берегу Дона.

Орден Отечественной войны II степени
№ 1276400
—————-
Пр. по 25 ТК
№ 215/н от 11.06.1944 г.
Действующая армия.
(архив ЦАМО, ф.: 33,
о.: 690155. Ед. хран.:5736,
№ записи: 34017473).

Перед 25-й отдельной ротой подвоза ГСМ и боеприпасов, где служил взводным Андрей, стояла задача бесперебойного обеспечения передовой боепитанием. Непогода делала задачу трудновыполнимой. Но передний край остро нуждался в горюче-смазочных материалах и боеприпасах. И колонна стала пробиваться сквозь снежные заносы грунтовых дорог при минимальной видимости маршрута движения. А тут еще вражеская авиация отбомбилась по ротной колонне. Благо автомобилистам удалось вовремя укрыться в лесочке и избежать потерь в живой силе и технике с бесценным грузом. Но на этом опасности не закончились. Далее путь пролегал через территорию, занятую фашистами, попавшими в окружение. Терять им было нечего. Пришлось принять бой с озверевшим врагом. С минимальными потерями колонна все-таки прорвалась к своим и доставила жизненно важный груз по назначению. Командование было крайне удивлено их прибытием:
— Тут на танках не пробиться, а вы на машинах добрались!
… В дальнейшем боевой путь офицера Назарова Андрея Хачатуровича проходил через Украину, Венгрию, дважды через Чехословакию, Польшу, Австрию к логову фашистской Германии – Берлину.
В Чехословакии А.Х. Назаров в очередной раз был ранен, получил контузию. В бессознательном состоянии его подобрала с поля боя сердобольная чешка, буквально за несколько дней выходившая Андрея Хачатуровича и передавшая его советским военным медикам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Давай закурим …». С перебинтованной головой,
после ранения и контузии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трофеи, трофеи, трофеи…

В ходе боев нашим автомобилистам, а точнее 140-й ПАРБ (подвижной авто-ремонтной базе), которой к этому времени командовал офицер А. Х. Назаров, нередко доставались трофейные немецкие автомобили. «Парбовцы», обладавшие огромным профессиональным опытом, в кратчайшие сроки приводили их в рабочее состояние. Но долго «любоваться» ими не приходилось. Очередной приезд кого-то из высшего командования – и отремонтированные немецкие легковушки обретали новых хозяев.

В одной из операций удалось захватить очередную трофейную немецкую автомашину неизвестной марки весьма необычной конструкции и конфигурации. Судя по всему, экспериментальный образец.

Верная немецкая овчарка Альфа прошагала с Назаровым А.Х. почти всеми фронтовыми дорогами.

Решили испытать. Выехали на трассу – благо последние в Европе были как зеркало. Стали набирать скорость – 100 км/ч; 150 км/ч; 200 км/ч… Из летящего над дорогой самолета типа «кукурузник» высунулось изумленное лицо летчика – его «ласточку» обогнала какая-то сухопутная «черепаха»! Сопровождавший А. Х. Назарова солдат забеспокоился:

— Командир, — говорит, — может, лучше не стоит рисковать? Вдруг гвоздь или осколок какой пробьет покрышку. Нам тогда на такой скорости прямая дорожка – на небеса. Довод был вполне логичен, и «испытатели» вернулись на базу. Каково же было удивление и разочарование, когда по возвращении в часть они размонтировали одно из колес… Внутри был не воздушный баллон, а нечто вроде туго спрессованного поролона или губки. Так что можно было развить и большую скорость. Но, увы, сделать этого им уже не довелось. Узнав об этой легковушке, в ПАРБ срочно прибыл генерал и увез с собой необычную «пленницу»…

 

 

 

 

Венгрия, март 1945 г.
Как ни покажется странным,
выходные дни в перерыве
между боями были и на фронте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

140 ПАРБ — после политзанятий, 1945 г.
Один из последних групповых снимков подвижной авторемонтной базы Назарова А.Х. в День Победы 09.05.1945 г.
Фотография после росписи на рейхстаге.

 

 

Таинственная фотография с надписью на обороте — «Тегеран 8.30 вечера». Назаров А.Х. никогда не рассказывал о своей иранской эпопее.
После войны. Австрия — Германия, 1946 г.

 

Орден Отечественной войны I степени
№ 274936
—————-
Приказ ВС 1 Укр. Ф.
№ 054/н от 07.06.1945 г.
Действующая армия.
(архив ЦАМО, ф.: 33,
оп. 690306. Ед. хран.: 1795.
№ записи: 42368065).

Помимо этих и других отечественных наград боевой путь Назарова Андрея Хачатуровича был отмечен и зарубежными знаками отличия. В частности, за заслуги в освобождении Польши от немецко-фашистских оккупантов Совет Министров Польской Народной Республики наградил капитана Назарова Андрея Хачатуровича Дипломом № 012133 от 9 мая 1946 г. и медалью «Победы и Свободы».

Медаль «Победы и Свободы» и Диплом к ней
№ 012133
—————-
Приказ Министра Народной
Обороны Польши Маршала
Жимерского от 09.05. 1946 г.

От имени первого награжденного этой медалью Министра Народной Обороны Польши маршала М. Р.-Жимерского награду Назарову А. Х. вручил командир 25-й танковой дивизии гвардии генерал-лейтенант ТВ Герой Советского Союза Е. И. Фоминых. Закончил войну Андрей Хачатурович в Праге.
…Историей стали контузии и ранения, замерзание в ледяной воде и горение в танке, росписи на рейхстаге и скале «Пронеси Господи», что на Крестовом перевале Военно-Грузинской дороги и многое-многое другое. Обо всем и не расскажешь. Начиналась новая, мирная жизнь. Но не кончалась служба капитана А. Х. Назарова. Впереди была еще Вена, где ему пришлось послужить до 1947 года…
Получив благодарности от Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса И. В. Сталина,

Главнокомандующего Группой Советских Оккупационных Войск в Германии Маршала Советского Союза В. Д. Соколовского,

Главнокомандующего группой войск Красной Армии Маршала Советского Союза И. С. Конева,

Командующего 4-й танковой армией дважды Героя Советского Союза гвардии генерал-полковника Д. Д. Лелюшенко,

ряда других выдающихся военачальников, демобилизованный капитан А. Х. Назаров возвращался из Австрии в свой родной город Баку.

 

Послевоенные годы

Первые дни послевоенной гражданской жизни.
В своем рабочем кабинете директора транспортного цеха.

А здесь его ожидало печальное известие – в 1944-м, не дождавшись сына с фронта, умер отец — Хачатур Арутюнович. Как и у многих вернувшихся с войны, не сложилась и семейная жизнь. Зато по служебной линии все складывалось как нельзя лучше. Его богатейший опыт фронтового автомобилиста сыграл свою решающую роль – уже вскоре его назначили директором автотранспортного цеха НПУ (Нефтепромыслового управления) «Артемнефть».

 

 

 

 

 

 

Техосмотр техники цеха.
Трудовой коллектив транспортного цеха НПУ «Артемнефть», нач. 1950-х гг.

К этому времени подоспело и затерявшееся где-то в кадровых бумагах звание «майора запаса». Подчиненные сразу же прониклись уважением и любовью к новому начальнику, не чуравшемуся никакой, даже самой грязной работы. Его часто можно было видеть под той или иной машиной, приговоренной к списанию. Но благодаря своей любви к технике Андрей Хачатурович делал все возможное, чтобы вернуть автомобиль в строй. Армейская закалка!

Он постоянно принимал участие в работе всех партконференций, совещаний, прочих мероприятий. Как депутат райсовета остро ставил вопросы необходимости совершенствования рабочего процесса, роста профессионального мастерства, полного выполнения взятых обязательств и т. д. А вскоре наладилась и семейная жизнь – встретил девушку, с которой навсегда связал свою жизнь. Создал новую семью, подарившую ему долгожданного сына… Только жить бы да жить… Но дали о себе знать фронтовые раны, контузии, горение в танке, замерзание в ледяной воде Северского Донца… В январе 1966 года Назарова Андрея Хачатуровича не стало.

Последние фотографии Назарова А.Х.

Но ратные подвиги бойцов 25-го танкового корпуса навсегда остались в памяти сослуживцев и их благодарных потомков и вошли яркой страницей в историю Великой Отечественной войны, подробно отраженные в очерке боевого пути соединения – «Танки входят в прорыв» (В. А. Демин, Р. М. Португальский. Москва, Воениздат, 1988).

В честь Назарова Андрея Хачатуровича назвали своих сыновей и внуков некоторые фронтовые друзья, товарищи, сослуживцы, родственники. Вот лишь некоторые из них:
— Андрей Артемович Акопджанов (сын племянника – Акопджанова Артема Георгиевича) – Россия;
— Андрей Вячеславович Божко (сын Вячеслава Яковлевича Божко – брата жены) – Украина;
— Андрей Арменакович Григорьянц (сын фронтового друга – Арменака Арташесовича Григорьянца) – Испания;
— Андрей Владимирович Журавлев (сын Рынской Галины Олеговны – племянницы жены) – Россия;
— Андрей Тофикович Кязимов (сын племянницы – Арустамовой-Кязимовой Марины Сергеевны) – Украина.
Это только, как говорится, навзлет памяти. А вообще многие фронтовики братались во время войны и клялись, если доживут до мирной жизни, то непременно назовут своих будущих сыновей именами однополчан.

 

© А.А. Назарова, В.А. Назаров.
г. Ростов-на-Дону, 2020 г.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>