Фестиваль, который покорил 14.Апр.2020

«MINI FEST», посвященный 140-летию талантливого художника и патриота своей Родины, Мартироса Сарьяна, состоялся! Итак, чем же запомнился этот день? Хотя бы тем, что в этот раз был совершенно новый формат мероприятия, интерактивный. 5 спикеров. 5 разных интересных тем. А открывали это масштабное мероприятие почетные гости: Нонна Владимировна Мирзабекова, первый главный редактор газеты «Нахичевань-на-Дону», и Маргарита Юрьевна Соколова, заведующая отделом «Музей русско-армянской дружбы».

Первый спикер Айк Авакян выступил с темой «Жизнь и творчество художников Нахичевани-на-Дону». Кому, как не ростовчанам знать и рассказывать о своих земляках. Спикер рассказал о жизни и творчестве Нахичеванского художника Амаяка Арцатбаняна. Учился художник в Московском училище живописи, а вернувшись в Нахичевань, занялся педагогической деятельностью и стал одним из организаторов Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств, которое открылось в 1907 году. В 1915 году Арцатбанян совершает поездку в Армению, когда его народ переживает страшную трагедию, связанную с Геноцидом армян, и это настолько глубоко ранило художника, что он пишет свои знаменитые полотна: «Зверства турок в Армении», «Пожар в армянской деревне», «Резня», «Долина слез», «Среди родных развалин», «За что?».
Григорий Иванович Шилтьян. Не менее известный Нахичеванский художник. Его отец был адвокатом, мать происходила из семьи зажиточных армянских промышленников. После Октябрьской революции художник временно обосновался в Тбилиси. Какое-то время жил в Вене, затем в Берлине, Риме, Париже и Милане. В 1933 году был посвящен в масонство в парижской русской ложе «Астрея». В 1958 году художник посетил Армению, где для Эчмиадзинского кафедрального собора создал картину «Армянская богоматерь».
И, конечно же, Аким Карпович Аванесов, родившийся и выросший на Дону, куда его предки переселились из Крыма в 18 веке. 4 года Аванесов проучился в нахичеванской духовной семинарии, а летом 1900 г. поступил в Пензенское художественное училище. Вместе с женой Аким Карпович переезжает в родную Нахичевань, где преподает рисование в двух церковно-приходских школах. Позже начинает преподавать в средних учебных заведениях – в женской Гогоевской гимназии и на вечерних занятиях Ростовского художественного училища. В 1917 г. Аванесов пишет полотно «Мать», которое Мартирос Сарьян считал лучшим произведением Аванесова. Картина была написана под впечатлением трагедии в истории армянского народа, которая в 1915 г. вылилась в бедствие Геноцида. В 1946 г. по заказу «Рост-Изо» Аким Карпович пишет картину «Взятие Ростовского вокзала». Герой этой композиции – командир батальона Гукас Мадоян. Аванесов несколько лет работал над историческим полотном, героем которого стал революционер, демократ, поэт Микаэл Лазаревич Налбандян. Искусство Акима Карповича неразрывно связано с Ростовом-на-Дону и жизнью донского края. Чтобы ни писал художник, во всем ощущается национально-самобытный характер его творчества, любовь к насыщенным цветовым сочетаниям. Русская реалистическая традиция переплетается с красочностью, декоративностью армянского искусства.
Тема выступления второго спикера, Альберта Тавадяна, звучала так: «Армения. Армянство. Мартирос Сарьян». Настоящий патриот своей страны и своей Родины, Мартирос Сарьян всегда говорил о ней с любовью и теплотой: «Без Родины, без любви к Родной Земле человек не сможет найти себя, найти свою Душу». Предки Сарьяна были выходцами из Ани. Вследствие миграции большинство из них осели в Крыму, а вскоре по указу Екатерины II были переселены в приазовские степи России. В семье будущего живописца с особым трепетом относились к истории своих предков. В 22-х летнем возрасте молодой живописец отправляется в небывалый для себя тур. Посещает Кавказ, Ближний восток, Египет, Персию, Константинополь. В поисках себя отправляется на землю предков в город Ани. Узнав о трагедии, Геноциде армянского народа, Мартирос Сарьян приезжает в Эчмиадзин и вместе с Ованесом Туманяном помогает в приеме беженцев. За короткий промежуток времени здоровье Мартироса Сарьяна сильно ухудшается, так как он пропускал через себя всю трагедию, которая там происходила. По просьбе своего друга Ованеса Туманяна Сарьян уезжает из Армении в Тифлис. Там вместе с другими известными живописцами основывает «Товарищество армянских художников». Спустя пару лет Мартирос Сарьян вместе с семьей отправляется в Нор-Нахичевань. Художник становится инициатором и первым директором армянского краеведческого музея в Ростове (который находился в здании старой армянской церкви Сурб Хач). По приглашению властей Армении Сарьян с семьей переезжает в Ереван. Здесь он организует Государственный музей археологии, этнографии и изобразительного искусства, а также принимает участие в создании Ереванского художественного училища. Мартирос Сарьян создал ценную художественную систему, и конечно, сегодняшнее положение вещей – это результат трудов нашего великого художника.
С лирической темой «Поэзия в жизни Сарьяна», выступила спикер Сатен Минасян. И ведь действительно, музыка и поэзия были неотъемлемой частью жизни и творчества художника. Спикер вспомнила слова заслуженного деятеля культуры Армении Шаэна Хачатряна, который писал: «Каждый день я встречался с Сарьяном рано утром. Иногда заставал его у окна в гостиной, иногда в саду. На мое приветствие он отвечал рассказом о только-только увиденном, и то, что казалось со стороны сущим пустяком, он преподносил как нечто значительное, исполненное глубокого смысла. Речь могла идти о дереве, ветке, цветке или непрестанно прыгавшей вокруг него собаке – в его словах равно чувствовалась неподдельная привязанность ко всему живому. Подлинная любовь в том и заключается, чтобы видеть себя в другом. И Сарьян видел и познавал себя во всем без исключения. Острый и вдумчивый взгляд неизменно выдавал в нем искренний интерес и к собеседнику, и к окружающему миру. Он был природопоклонником. В природе сосредотачивались для него и мать, и жизнь, и Бог». Художник стремился запечатлеть на холсте в осязаемом бытии маленький клочок земли, прошедший сквозь бури, многократно оскверненный, но омытый кровью и освященный верой. Этот клочок земли на склонах Арагаца он рассматривал как источник надежды, как опору своего древнего народа, по-отцовски дарующего свою мудрость и волю. Он хотел показать миру, что наша скалистая земля хранит в своем лоне трудолюбивый народ и созданные им великолепные памятники культуры. Спикер также рассказала о проекте «ПАТРАНК» от поэтического клуба имени
М.Л. Налбандяна при ДСАМ. Данный проект нацелен на то, чтобы популяризировать армянскую лирику среди молодежи диаспоры. Это видео-стихи, ролики активисты сами снимают и записывают.
Самая непростая, но одна из самых интересных тем: «Стрит-арт: искусство или вандализм», и порассуждала о том, где же все-таки эта грань между искусством и вандализмом, спикер Армине Вермишян. «Однообразные спальные районы, бесконечные голые стены, бетонные и кирпичные коробки. Даже в городах, которые сами по себе очень атмосферные и красивые, как, например, Севилья, Страсбург, Ереван, стрит-арты могут добавить свежести и новизны облику города. Я уж не говорю про перемены, которые может привнести стрит-арт в серую обыденность», – пояснила спикер. Рассказала она и о том, как два голландских художника, Дре Уран и Джерон Кулас, с помощью барбекю и красок сотворили нечто потрясное в фавелах Рио-Крузейро, что в Рио-де-Жанейро. Сначала стена одного из домов. Затем нарисованная в японском стиле река с карпами прямо в центре района. Жители заинтересовались сиими шедеврами, и понеслось. Искра, буря, безумие: художники переезжают в фавелы, каждую неделю устраивают барбекю, знакомятся с жителями Рио-Крузейро, обсуждают план разрисовки каждого дома, и вот уже намечаются более грандиозные вещи. Разрисовать все. Как они сами отмечали, чем безумнее идея, тем легче заинтересовать людей. Им даже не понадобилось финансирование, ибо за месяц более полутора тысяч человек собрали больше ста тысяч долларов. Пример того, как стрит-арт не только украшает место, но и объединяет людей, сближает их в творчестве. Следующий художник, про которого рассказала спикер, художник из Еревана Роберт Никогосян. Человек, благодаря которому на улицах нашей столицы появились изображения великих армянских деятелей искусства, героев войны, людей, олицетворяющих наш народ. Завершила свое выступление спикер следующими словами: «Рамки и стереотипы в искусстве только отталкивают. Необходим прогресс, а искусство, прогрессируя, принимает новые формы. Пока в художественных школах будет царить философия «все должно быть по канону, шаг влево, шаг вправо – расстрел», то и творчество будет штампованное, одинаковое и безликое».
Известно, что некоторые картины нужно смотреть по несколько раз, ибо детали не всегда видны сразу. «Долой детали, додумай сам» – так звучала тема спикера Ашота Гугуляна. Несколько картин, над которыми вместе с ведущей конференции Викторией Нерсесян и залом и порассуждали, и рассказали свое видение. Разобрали такие картины, как: «Улица к вечеру», где четко видно, что картина разделена на две части: темную и светлую; картина «Улица. Полдень», написанная Сарьяном в то время, когда он проживал в Константинополе, и художник говорил о том, что самый большой интерес для него представляла улица, ритм ее жизни, яркая толпа и собаки, жившие здесь целыми семейными стаями; картина «Автопортрет с маской», одна из самых популярных и интересных (примечательно, что это были египетские маски, в которых в то время хоронили людей в Египте). Кстати, маски художник изображал на многих своих картинах. Картина «Три возраста» интересна тем, что содержит обратный ход времени. Он выражен в том, что «молодые» сарьяны держат в руках палитру и кисть, а Сарьян-старший делает набросок карандашом. Обычно, чтобы написать картину, делают наоборот. Сначала эскиз, затем краски. Здесь же молодой Сарьян взял палитру, он готов писать в полную силу. А Сарьян-старший только делает набросок. Он не берется за краски, только карандаш и бумага. Картина «Маки» была создана после того, как художник пережил страшные события 1915 года. Он долго не мог работать, но путь спасения был найден: «Искусство должно призывать человека к жизни, к борьбе, вневременными, общечеловеческими мотивами внушать ему веру и надежду, а не подавлять его описанием трагичных сюжетов». Начался новый этап жизни и творчества Сарьяна: «В эти дни страданий я всем сердцем, всем своим существом породнился со своим народом. И не было бы меня как художника, как личности, если бы не выросло во мне это чувство родины. Ей я посвятил все свое дальнейшее творчество».
После конференции гостей ждал небольшой кофе-брейк, где они могли пообщаться, отдохнуть, а также сделать красивые снимки у фотозоны. Но это далеко не все. Параллельно с этим прошли два художественных мастер-класса, один из которых проводил выпускник Академии Архитектуры и Искусств Карапет Окроян. Второй мастер-класс проходил в хирургических перчатках. Да, да, именно в хирургических, поскольку нужно было окунуть руки в краску и оставить свой след на холсте, что и было сделано. А уже в конце всего мероприятия, после концерта, когда сняли трафарет, под ним получился портрет Мартироса Сарьяна.
Заключительной частью этого прекрасного дня был концерт, который вели Айк Авакян и Сатен Минасян. Открытие концерта состоялось стихотворением про Нор-Нахичевань, после чего зрители смогли увидеть небольшой документальный фильм «Мартирос Сарьян: три возраста». Стихи на армянском языке представили резиденты поэтического клуба им. М.Л. Налбандяна: Армен Маркосян, Виктория Нерсесян, Лиана Солоян и Арман Антонян. Также прозвучали стихи на русском языке о Мартиросе Сарьяне в исполнении резидентов клуба Стеллы Хачатрян, Эльмиры Варданян, Альберта Тавадяна, Алисы Атян и Армине Чайлян. Все выступления сопровождались фотопрезентацией картин художника.
Школа этнических танцев «Ахпюр» под руководством Гургена Норояна представила два танца: «Komitasi shoror» и «Macun em drel vаr darum», которые исполнили 12 девушек и своими пластичными и изящными движениями покорили зал. Песню «Бингел» исполнили трио «Зартонк» в составе Ларисы Зейтунян, Асмик Абрамян и Лианы Солоян. Прозвучала песня «Hayrenik» в исполнении Лианы Мурадян. Организатор и художественный руководитель мероприятия – Армине Бабаян.
Выступали также замечательные вокалисты и друзья ДСАМ- Арсен Закарян с песней «Hai acher», Маргарита Бабаян с песней «Hayn e galis», Аида Шагинян с песней «Broi Broi», Анаит Мартиросян с песней «Ануш Ануш», и Виктория Хутурциева с авторской песней «Край Донской». Гитарист, певец Артем Асатрян, продюсерский центр «Барракуда», музыкант Рубен Маркосян.
Для награждения участников на сцену пригласили председателя Донского союза армянской молодежи Геворка Григоряна и учредителя и куратора художественного конкурса «Arm Soul» Армине Вермишян. В жюри конкурса входили: Геворк Григорян – председатель правления РРМОО ДСАМ; Нерсес Киракосян – Почетный член союза художников Армении; Соколова Маргарита Юрьевна – заведующая отделом «Музея русско-армянской дружбы»; Araik Krist – топ-стилист международного уровня, призер чемпионатов парикмахерского искусства, преподаватель авторских курсов, победитель шоу «Битва Салонов»; Тереза Шаинян – художник-иллюстратор, выпускница Академии Архитектуры и Искусств.
Конкурс состоял из трех номинаций: «Компьютерная графика», «Художественная графика и живопись», «Фотография». Конечно, также был приз зрительских симпатии, и не обошлось без Гран-при. В номинации «Художественная графика и живопись» первое место занял Артур Казарян, а вот второе место поделили Карапет Окроян и Гаяне Абрамян, третье место заняла Кристина Хурдушова. В номинации «Компьютерная графика» было всего два участника, и первое место занял Александр Назаретян, а второе Светлана Севян. В номинации «Фотография» первое место заняла Вардуи Будагян, второе место Каринэ Балаян, а третье Милена Элибекян. Приз зрительских симпатий достался Эвелине Геворковой, а Гран-при Лусине Туманян. Все участники конкурса были наг-раждены дипломами и памятными призами.
Донской союз армянской молодежи благодарит за помощь в организации и проведении мероприятия РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община».
Текст: Виктория НЕРСЕСЯН
Фото: Асмик АБРАМЯН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>