Почему Азербайджану выгодно признание Республики Арцах 04.Июл.2019

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАГМАТИЗМА И МЕТАМОДЕРНИЗМА, А НЕ БАКИНСКОЙ ПОЛИТИКИ КАПРИЗОВ И ХИЩНИЧЕСКИХ ЗАХВАТОВ

7 июня 2019 г. грузинский аналитик Гоча Мирцхулава, директор Академии общественных и политических отношений, выступил со специальной статьей, в которой констатирует необходимость расстаться с Абхазией и принять это как данность. Анализируя позицию Г. Мирцхулавы, эксперт Андро Малкин пишет: «А решение проблемы Абхазии таким вот «строго-жестким» путем отказа от нее может стать прецедентом и для решения еще одной проблемы на Южном Кавказе –
Нагорного Карабаха… Вопрос лишь в том, последует ли примеру Грузии, если та его подаст, официальный Азербайджан».
В этой связи зададимся вопросом: зачем Баку упорствовать в своих безумных планах захватить Республику Арцах? Политика азербайджанских властей абсолютно иррациональна и свидетельствует о непонимании ими коренных национальных интересов Азербайджана. Азербайджан стал заложником своих фанатичных идей тотальной войны против Республики Арцах. На самом же деле Азербайджану выгодно проявить прагматизм и незамедлительно признать независимость Арцаха и отказаться от надуманных территориальных претензий по следующим причинам.
ВО-ПЕРВЫХ, демократическая и свободная Республика Арцах никак не вписывается в тоталитарно-клановый Азербайджан. Попытки аннексии республики в гипотетическом статусе автономии, о котором периодически в пропагандистских целях говорят в Азербайджане (и чему сами не верят), приведут к развалу структур власти и многочисленным внутренним конфликтам в политических элитах в Азербайджане. Слишком очевидны отличия в политической системе и политической культуре свободной, демократической и успешной Республики Арцах и Азербайджанской Республики.
ВО-ВТОРЫХ, создание такого гипотетического прецедента в рамках Азербайджана (даже заявления Баку) приведет к аналогичным требованиям других коренных народов – талышей, лезгин, аварцев – по созданию их автономий и проведения референдума о независимости. А неизбежные попытки азербайджанских властей подавить эти стремительно активизирующиеся национально-освободительные движения приведут к новым вооруженным этнополитическим конфликтам и к окончательному распаду Азербайджана.
В-ТРЕТЬИХ, удовлетворение ничем не обоснованных территориальных претензий Азербайджана на реинтегрированные конституционные земли (7 районов) Республики Арцах –
это фактически прямой путь к неизбежной войне с непредсказуемыми последствиями для региона и вполне предсказуемой национальной катастрофой для Азербайджана и его политических элит. Кроме того, новая война приведет к завершению Карабахской Реконкисты и освобождению ранее оккупированного Азербайджаном Северного Арцаха.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, развязывание Азербайджаном новой широкомасштабной войны станет последним аргументом для России, США, Франции для окончательного признания Республики Арцах, тем более, что эти страны неоднократно заявляли о недопустимости вой-ны и признании права Арцаха на самоопределение, что также получило свое отражение в так называемых Мадридских принципах. Окончательное признание независимости армянской республики, кроме всего прочего, придаст еще большую легитимность признанию независимости Южной Осетии и Абхазии, а также Крыма в составе России и даже признанному исключительно по политическим (а не юридическим и историческим) мотивам Косово.
В-ПЯТЫХ, признание Арцаха придаст беспрецедентную динамику переговорам между Республикой Арцах, Азербайджаном и Арменией по заключению мирного договора между тремя странами в интересах их народов. Взаимное признание Республики Арцах и Азербайджана обеспечит общие коренные интересы: прекращение столетнего конфликта и недопущение новой войны и новой волны беженцев; решение проблем беженцев; формирование стабильных институтов, обеспечивающих демократию и законность; обеспечение государственного суверенитета Республики Арцах и Азербайджана; экономические реформы и повышение благосостояния; прекращение гонки вооружений; вместо линии фронта формирование цивилизованных границ добрососедства и сотрудничества.
В-ШЕСТЫХ, незамедлительное признание Азербайджаном первым независимости Республики Арцах даст возможность сохранить лицо азербайджанским властям, которые в противном случае могут опоздать и оказаться перед фактом признания Арцаха другими государствами.
В-СЕДЬМЫХ, гонка вооружений и рост милитаризма в Азербайджане вредит стране и противоречит ее интересам. Руководство Азербайджана забыло весьма актуальное напоминание авторитетного британского историка А. Тойнби, что милитаризм до сих пор был самой распространенной причиной распада цивилизаций в течение последних четырех тысячелетий и приводил к самоубийству их. Подлинные интересы азербайджанского народа состоят в том, чтобы бюджетные деньги тратились не на бессмысленную и губительную гонку вооружений для осуществления планов агрессивной войны, не на обогащение узкого круга чиновников, а на развитие и модернизацию Азербайджана, что возможно только путем признания независимости Республики Арцах и налаживания сотрудничества с ней в экономической и других областях. Весьма показательно, что в Азербайджане на пике нефтяного бума в 2013 г. ежегодный социологический опрос «Кавказский барометр», проводимый «Центром исследовательских ресурсов Кавказа», показал, что 48% респондентов заявили, что им не хватает денег либо на покупку еды, либо на покупку еды и одежды.
В-ВОСЬМЫХ, экзистенциальной угрозой для существования Азербайджана является радикальный исламизм, а вовсе не мнимые и вымышленные противники Республика Арцах и Республика Армения. Бакинская администрация и радикальные исламисты, в том числе «Исламское государство» (организация, запрещенная на территории РФ), являются одновременно союзниками и соперниками. Организации исламских террористов могут выйти из-под контроля Азербайджана и других их спонсоров и представлять угрозу уже самому Азербайджану, являющемуся слабым звеном для экспансии. Признание Азербайджаном независимости Республики Арцах будет способствовать укреплению безопасности самого Азербайджана. В условиях обострения глобальной конкуренции и региональных угроз только прокарабахский Азербайджан сможет занять достойное место в мире.
В-ДЕВЯТЫХ, того, кто опаздывает, наказывает история. Эпоха постмодерна в дипломатии, системообразующей чертой которого является агностицизм – отрицание объективного познания мира, представляющая возможности для Бакинской администрации засорять информационное поле земли своими фейками и шантажировать мировое сообщество, вступила в противоречие с современными реалиями и исчерпывается в силу ряда факторов и причин. И здесь совершенно естественным становится возвращение к очевидным цивилизационным и традиционным ценностям, к международному праву, императивно диктующим признание Республики Арцах. В мире возник запрос на неомодернистский реализм в международных отношениях, или, по мнению голландских философов Тимотеуса Вермюлена и Робина ван ден Аккера, начинается «эпоха метамодернизма», которая тяготеет к актуализации права народов на самоопределение и признанию Республики Арцах.
В мыслящей части азербайджанского общества растет осознание того, что Республика Арцах это сосед, а не враг, что им не нужен захват Арцаха, что азербайджано-карабахский конфликт создает проблемы для развития Азербайджана, создания жизнеспособного государства, для его демократизации, что необходима смена вектора развития, выход из тупика конфронтации с Республикой Арцах без национальной катастрофы.
Как подчеркивает азербайджанский политолог Рашад Ширинов, «возвращение» Карабаха создаст серьезные проблемы для правящей партии Азербайджана с точки зрения «интеграции» такого крупного политического и юридического образования в архитектуру власти. По его мнению, не видно никаких признаков того, что правительство готово серьезно заняться этим вопросом. При этом он отмечает: «любая война обернется катастрофой для экономических интересов азербайджанской элиты».
5 марта 2013 г. независимый азербайджанский журналист Чингиз Султанской задавался вопросом: что, если завтра начнется война? И отвечал: «Услышав выстрелы, четверть армии тут же дезертирует. Вторая четверть, получив оружие и боевые патроны, перебьет третью четверть и ту часть своих офицеров, которые пили их кровь – били, насиловали, вымогали деньги, издевались. А оставшихся враг сможет победить практически без единого выстрела, если пообещает армии и населению Азербайджана следующее: покончить с взяточничеством в школах и институтах, больницах и поликлиниках, прокуратуре, полиции, пожарной охране, санинспекции, налоговых, финансовых органах, министерстве труда и социальной защиты и т.д; расстрелять наиболее идейных взяточников и коррупционеров, остальных в концлагеря; репрессировать всех тех представителей интеллигенции, кто откровенно врал и подхалимничал на телеэкране; проводить демократические, нефальсифицированные выборы по мировым стандартам; понизить цены на бензин; понизить пенсионный возраст, повысить пенсии; развивать малый бизнес, освободить его от поборов; реформировать судебную систему, сформировать честный судейский корпус и так далее».
4 февраля 2016 г. Шахин Рзаев, директор Азербайджанского филиала Института по освещению войны и мира (IWPR) (Баку) представил подробный анализ: «Представим, что стороны договорились и Нагорный Карабах остается в составе Азербайджана на условиях автономии по аналогии с Аландской автономией. Это значит, что Нагорный Карабах будет иметь право вето на любые международные договоры Азербайджана. Допустим, завтра Азербайджан захочет заключить какой-то союз с Турцией. Без согласия НК это будет невозможно. Это нам надо? Армянский язык станет вторым государственным языком. Любой этнический армянин будет иметь право обращаться в государственные органы Азербайджана с заявлением на армянском языке и требовать ответ на том же языке. Мы к этому готовы? В центре Баку, в одном из самых красивых зданий (наверное, построенных армянскими архитекторами, таких в Баку много), будет открыто представительство НКР (уже без кавычек) с гербом и флагом. И в милли меджлисе будет квота для армянского большинства НКР. Власти почему-то не говорят о такой возможности. (…)
Следующий результат: после подписания мирного соглашения, допустим, на основе тех же Мадридских принципов, беженцы будут иметь право возвращаться в свои родные города и села. Готово ли общество в Баку и в Гяндже принять десятки тысяч армян? На сегодняшний день однозначно — нет. И ведь никто даже не говорит о возможности такого развития событий. (…) И теперь представим себе, что в Баку начинают возвращаться армяне. А они, между прочим, жили в центре города, в «престижных» домах. Достаточно же будет одной маленькой искры, чтобы межэтнические стычки вспыхнули с новой силой. Это нам надо?
Исходя из всего вышесказанного, позвольте сделать вывод: ни на сегодняшний день, ни в ближайшем будущем я не вижу перспективы возвращения Нагорного Карабаха в состав Азербайджана ни военным, ни мирным путем».
16 августа 2014 г. азербайджанский политический психолог Самира Гасымлы констатировала, что власти Азербайджана живут исключительно сегодняшним днем, их абсолютно не интересует будущее страны, власть печется только о своем будущем. Она также подчеркнула, что «целое поколение азербайджанцев выросло в пропаганде ненависти к армянам».
22 октября 2011 г. азербайджанский политолог Зардушт Ализаде спрашивал: «Почему карабахцам можно пользоваться благами демократии, а нам запрещается? Народ может перейти к действиям, и тогда прощай сладкая жизнь политической элиты, обеспеченная бесконечными «интенсивными переговорами» о мирном разрешении конфликта?».
14 июня 2013 г. писатель, кинодраматург Рустам Ибрагимбеков свидетельствовал: «Пока жители Нагорного Карабаха не хотят жить в Азербайджане, никто в мире их не сможет заставить».
В 2018 г. азербайджанский журналист, автор книги «35 писем сыну» Зейнал Ибрагимов написал: «Азербайджан ничем не отличается от нацистской Германии, только вместо евреев и славян главной мишенью здесь были и остаются армяне. Я считаю, что Карабах должен получить независимость. Аргументы очень простые. Эта территория была искусственно введена в состав Азербайджана большевиками. Более того, за годы конфликта Азербайджан сделал все для невозможности сосуществования Карабаха в составе Азербайджана, культивируя в стране фашизм и ненависть к армянам. Чудовищная и позорная история с героизацией Сафарова окончательно доказала настроения, царящие не только во власти, но и в самом обществе».
В союзнике Азербайджана Турции также есть понимание того, что независимость Республики Арцах необратима. Подобное мнение выразил в сентябре 2010 г. преподаватель стамбульского университета «Богазичи» Беглул Озкан. Известный турецкий политолог и публицист Рагип Зараколу в феврале 2011 г. заявил: независимость Карабаха неоспорима и население Нагорного Карабаха имеет право на самоопределение, а Турция должна безоговорочно открыть границу с Арменией и не вмешиваться в армяно-азербайджанский конфликт.
Аналитик турецкой газеты «Milliyet» Кадри Гюрсель в сентябре 2009 г. в статье «Забыть Карабах будет на пользу азербайджанцам» подчеркивает, что Азербайджан должен поступить более разумно и оставить надежду на Карабах. Турецкий аналитик констатирует: «Азербайджан не может ни дипломатическим путем, ни экономической блокадой, ни посредством войны вновь взять Карабах под свою власть. Невозможно прогнозировать такое и в будущем».
К сожалению, в Баку все еще доминирует экспансионистская политика и соответствующая ей человеконенавистническая аргументация, в соответствии с которой Арцах (Нагорный Карабах) с армянами Азербайджану не нужен, а вот без армян, как говорится, пригодится в хозяйстве для удовлетворения амбиций и капризов. Позиция Азербайджана не имеет под собой никаких юридических оснований, все определяет идеология территориальной экспансии и хищнических захватов.
Директор азербайджанского центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу в июне 2008 г. провел специальную пресс-конференцию, на которой высказал журналистам свои соображения по Нагорному Карабаху: «Нагорный Карабах возвращается Азербайджану, причем с условием, что армяне там проживать не будут». Прекрасно понимая, что от его высказываний веет фашизмом, М. Ахмедоглу пытается оправдываться: «Я не фашист. Я считаю, что армяне не должны проживать в Нагорном Карабахе из соображений обеспечения безопасности, суверенитета и территориальной целостности Азербайджана».
Ныне покойный экс-главный советник по внешней политике президента Азербайджана Вафа Гулузаде, говоря об урегулировании азербайджано-карабахского конфликта на заседании милли-меджлиса (парламента) Азербайджанской Республики в феврале 2001 г., заявил: «Представьте, что армяне, предположим, согласились с тем, что мы дали им статус автономной области… Давайте подумаем вместе, посмотрим какова будущность этого… В условиях открытых границ, демократии Нагорный Карабах будет такой же независимой структурой в составе Азербайджана. И поэтому неправильно предоставлять статус Нагорному Карабаху в составе Азербайджана. Я говорю об этом и прошу, чтобы все хорошо запомнили это. Было бы большим преступлением предоставлять армянам гражданство в Азербайджане…
Если они получат статус гражданства, юридический статус, то они не будут сидеть в Нагорном Карабахе. Они голодными, раздетыми переберутся через Нагорный Карабах из Армении в Баку. Они приобретут здесь имущество, акции. И когда мы будем ущемлять их права, то они будут бороться за свои права». Добавим, что в июле 2011 г. Вафа Гулузаде призвал азербайджанские власти брать пример с Гитлера и его армии для решения карабахского конфликта.
21 июня 2016 г. президент Института Ближнего Востока (Москва) Евгений Сатановский призвал власти и граждан Азербайджан признать объективную реальность: «Вопрос о том, что Карабах является частью Азербайджана, с точки зрения военной логики и с точки зрения реальной политики полностью закрыт. Азербайджан может перемолоть какое угодно количество людей, может использовать для этого любое количество времени и денег, но смысла в этом, откровенно говоря, очень мало. Если, конечно, не желать, чтобы вой-на перешла непосредственно на территорию Азербайджана. (…) Сегодня эта территория отделилась от Азербайджана и в его состав она не вернется. Для того чтобы Карабах вернулся в состав Азербайджана, необходимо физическое уничтожение всего населения этой территории. (…)
Есть только один выход для того, чтобы Карабах стал частью Азербайджана, – это полное уничтожение карабахских армян. С военной точки зрения это будет пиррова победа, поскольку масштаб потерь со стороны Азербайджана будет несовместим с условиями нормального существования государства».
В Баку наконец-то должны осознать, что конфронтация с Республикой Арцах, да и с мировым сообществом, неизбежно обрекает Азербайджан на маргинальное положение государства, выпадающего из мирового цивилизационного пространства, а взаимное признание Азербайджана и Республики Арцах, нормализация отношений между ними на основе мирного договора, установления дипломатических, экономических и других отношений, напротив, позволит Баку реально влиять на мировую политику. Будущее Азербайджана туманно, пока он официально не признал Республику Арцах и не вернул ей временно оккупированные территории Арцаха.
Баку должен признать концепцию мирного сосуществования и сопроцветания Азербайджанской Республики и Республики Арцах на основе мирного договора по взаимному признанию, что будет способствовать укреплению доверия.
Для руководства Азербайджана было бы важно и разумно последовать цивилизованной позиции президента Франции Шарля Де Голля, который в 1961 г. заявил: «Деколонизация – вот наш интерес, и, следовательно, наша политика. Почему мы должны вязнуть в колонизациях – кровавых, дорогих, бесконечных, когда наша страна сама нуждается в обновлении сверху донизу?!».
Рубен ЗАРГАРЯН,
«Голос Армении»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>