25 лет назад на «Донтелефильме» был снят первый документальный фильм об истории и культуре донских армян 04.Дек.2018

Первый документальный фильм об истории и культуре донских армян был снят 25 лет назад известным ростовским кинорежиссером Юрием Георгиевичем Калугиным (в 1993 году) на «Донтелефильме». Фильм назывался «Мир пришедшим».

Сейчас Юрий Георгиевич живет и работает в Санкт-Петербурге, является профессором кафедры операторского искусства СПб ГУКиТ. Но в 90-е годы имя кинорежиссера Юрия Георгиевича Калугина было хорошо известно ростовчанам. Он снял фильмы, которые стали легендарными и вошли в золотой фонд нашего донского кинематографа. Наиболее известны его кинокартины: «Народ вернет мне честное имя» (1988), «Мир пришедшим» (1993), «Камушки нашего детства» (1994), «Судьба Алексея Береста» (1995), «Щукарь выбирает президента» (1996), киносериал «Приподнятая целина» (1997) и многие другие. Фильм Юрия Калугина «Свободно от евреев» принят в коллекцию «Йад Вашем» (музей Холокоста).
Мне же посчастливилось познакомиться с Юрием Георгиевичем в 1993 году на съемках фильма «Мир пришедшим». Одним из консультантов этой кинокартины был мой отец, заслуженный врач России, известный краевед Минас Георгиевич Багдыков. Папа подружился и с Юрием Георгиевичем Калугиным и со всей съемочной группой, которая неоднократно бывала у нас в доме на 23-й линии в Нахичевани.
Недавно я пересматривал фильм Калугина «Мир пришедшим». С моей точки зрения, уникальность картины в том, что в ней отображены люди уходящей эпохи. В картине показаны портреты старых нахичеванцев и сняты сюжеты о них. Особо меня тронул авторский замысел режиссера, когда он показывает зрителям старые дома и семьи, некогда жившие в Нахичевани, и сравнивает их с домами и семьями, ныне живущими в этом районе. Очень трогательно. Тем более что многих стариков, которых показал Юрий Георгиевич в своем фильме, уже нет на этом свете.
Посмотрев фильм, я с ностальгией вспомнил об известном нахичеванском педагоге, музыканте Серафиме Емельяновиче Мелконове. Мелконов был первым учителем музыки у будущего выдающегося джазмена, профессора, родоначальника джазовой школы на Дону Кима Аведиковича Назаретова. Мелконова называли последним романтиком Нахичевани. Я даже в свое время издал книгу рассказов «Романтик из Нахичевани», которую посвятил его памяти. Серафим Емельянович Мелконов долгие годы работал в ростовской музыкальной школе имени Гнесина и, уйдя на пенсию, тесно поддерживал с ней связь. Многие из его учеников стали известными в городе музыкантами, педагогами.
Как я уже писал, Мелконов был настоящим романтиком. На 8 марта он дарил всем женщинам школы музыкальные портреты, которые сам сочинял. Кстати, в фильме «Мир пришедшим» звучит музыка Серафима Емельяновича Мелконова, в том числе музыкальный портрет его мамы. Музыка Мелконова наполнена мелодизмом, легкостью и добротой. В этом легко убедиться, посмотрев фильм «Мир пришедшим» и послушав музыку в авторском исполнении Мелконова, которая там звучит. А как бесподобно в картине показан удивительный мир старых нахичеванских домов и неповторимых дворов. Почти всем этим домам более ста лет. А на этих старых улочках и дворах выросло не одно поколение нахичеванцев.
Когда попадал в дом к Мелконову, то мне казалось, что я на машине времени перенесся в прошлый век, на сто лет назад. Было такое ощущение, что за окном должны ездить кареты, мужчины – ходить в цилиндрах и обращаться к дамам не иначе, как «сударыня». Когда я смотрел на вещи, которые хранились в доме у Мелковнова, то у меня создавалось впечатление, что войска Антона Ивановича Деникина только что покинули Нахичевань.
Кстати, это все очень точно, тонко и изящно отражено в фильме «Мир пришедшим». В картине показаны и фотографии Михаила Фабиановича Гнесина с автографами и памятными надписями композитора, которые бережно хранил Мелконов у себя дома. Мелконов также берег свою переписку с Гнесиным. К сожалению, многие музыкальные произведения Мелконова не сохранились. Судьба его архива также неизвестна. Поэтому фильм Юрия Георгиевича Калугина «Мир пришедшим» уникален еще и тем, что в нем звучит музыка Мелконова в исполнении самого автора.
Не могу не вспомнить, что во время съемок картины происходили курьезные и смешные случаи. Особенно запомнился случай, который произошел со съемочной группой на Нахичеванском базаре. Дело в том, что фильм снимался в начале девяностых годов. А эти годы сейчас принято называть лихими. Так вот. Когда съемочная группа появилась на Нахичеванском базаре, то некоторым, так скажем, крутым ребятам не понравилось, что кто-то их снимает. К оператору картины Эдуарду Кечеджияну подошел парень, типичный «браток» того времени. Он приставил нож к животу оператора и пообещал зарезать его, если он не перестанет снимать и не уберется со съемочной группой с базара. Съемки были на грани срыва. Тогда Юрий Георгиевич Калугин позвонил моему отцу и попросил разобраться в этой ситуации. Мой папа поехал на Нахичеванский базар, имел беседу с руководством и с авторитетными людьми, как тогда говорили. Он объяснил им важность и необходимость этого фильма для донских армян и для развития культуры всего Донского края.
По воспоминаниям Юрия Георгиевича Калугина, буквально на следующий день всю съемочную группу на Нахичеванском базаре встречали как родных и самых дорогих гостей. Им накрыли стол, угощали вином и шашлыком. Вот такие были времена, вот такие были нравы. Вот так моему отцу, заслуженному врачу России, в те годы начмеду медико-санитарной части завода «Ростсельмаш», пришлось стать «разводящим» на Нахичеванском базаре.
Юрий Георгиевич Калугин часто приезжает в Ростов. Он по-прежнему считает себя ростовчанином. А мы, зрители и почитатели его таланта, с нетерпением ждем его новых фильмов и желаем ему долголетия и творческих успехов. Лично мне очень хочется увидеть его новый фильм о Ростове и о Донском крае.

Георгий БАГДЫКОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>