Яд для учащихся 30.Мар.2018

Пролистывал я недавно азербайджанские школьные учебники. Признаюсь, занятие это меня нисколько не разочаровало. Напротив, время провел с большим удовольствием: вспомнил бабушку, читавшую мне на ночь сказки Андерсена и Линдгрен. Иногда уходил в воспоминания о далекой юности, когда уже сам читал книжки и предпочитал Жюля Верна с его отважными персонажами, совершавшими кругосветки то по земле, то по воде, то под водой, а то и по воздуху. Отправляя своих литературных героев в далекие странствия, мсье Верн даже не предполагал, что его персонажи достигнут цели благодаря компасу, изобретенному азербайджанским ученым. Впрочем, дядюшка Жюль и влюбил меня в географию. Особенно историческую. Еще в отрочестве мне казалось, что я прекрасно владею этой наукой. Однако судьбе суждено было статься, что это не так. К примеру, я не знал, что Азербайджан имел могучую империю и достигал Индии. Не знал, что Дербент, Рустави, Гардабани, Ереван, Багдад, Тегеран и пр. были городами Азербайджана. Не знал. Но теперь знаю. Благодаря увлекательному времяпрепровождению в компании азербайджанских учебников.
Я вам так скажу, есть и армяне, которые не жалеют денег, чтобы выпустить свой очередной «шедевр», объявив чуть ли весь земной шар армянским, а армянский язык – пращуром индоевропейских языков. И в России есть дельцы «русской истории», и на Украине, и в Грузии… Где угодно. Но чем отличаются все эти фальсификаторы от азербайджанских? Да все просто! Армянские, русские, грузинские и прочие фальсификаторы, условно говоря, кухонные. Обычно все они не имеют соответствующего образования – геологи, инженеры, зоотехники… Но не историки и не востоковеды. Эти люди «строчат» книжки, не жалея ни времени, ни средств, будучи уверенными, что совершили научно-гуманитарное открытие. Азербайджанские же фальсификаторы выглядят на фоне последних куда более продвинуто – их трактовка истории пишется самими историками и финансируется на государственном уровне. Да чего там историки! Сам президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев недавно заявил, мол, Ереван – это древнеазербайджанский город и, цитирую, «рано или поздно мы его вернем». Мечтать, конечно же, не вредно. Но ведь этот президентский абсурд, как и само понятие «древнеазербайджанский», воспринимается населением всерьез. И этот раз не затронул без внимания российские СМИ, которые начали крутить у виска такой цитате из речей азербайджанского президента. В России никак в толк не возьмут – если Эриванское ханство принадлежало Азербайджану, то почему Гюлистанский и Туркманчайский договоры были подписаны с Персией, а не с Азербайджаном? И главный вопрос: как получилось, что Бакинское, Гянджинское и другие ханства были переданы России? Что ж получается, Азербайджан подписал договор с Россией, чтобы отделить самого себя от себя же самого?
В азербайджанских учебниках впечатляет многое. Например, «История Азербайджана» за 7 класс. Первое, что бросается в глаза – «исторические карты», нарисованные современными азербайджанскими художниками. Оригинальные же карты, изданные европейскими, персидскими, арабскими и пр. картографами, путешественниками и географами Средневековья, не принимаются во внимание. Не сложно догадаться, почему, ибо регион будет расположен «не по фэншую». Тогда в глаза будет бросаться Армения, а Азербайджан к востоку от Армении даже с помощью лупы не найти. Однажды уже такое происходило. В 2014 году, когда было решено обновить учебники. В книге разместили настоящую карту региона, где «красуется» великая Армения. Ох и много голов полетело в те годы из министерства образования Азербайджана. Пришлось снова переиздавать учебники – уже без Армении.
Также учебник изобилует не только неточностями, но и открытыми вопросами. Например, почему на тех же рисованных картах обозначены Кавказская Албания и Атропатена в качестве разных государств и закрашены разными цветами, однако в тексте об этих государствах говорится как о едином целом и называются они «Азербайджанами»? Полагаю, что ответ на этот вопрос так и остается открытым и для школьников, и для студентов.
Есть еще одна любопытная вещь в азербайджанских учебниках, которая никак не увязывается ни с хронологией, ни с академической исторической наукой – «Набеги славян-русов на Азербайджан». Именно так называется одна из глав учебника «История Азербайджана» за 7 класс, в котором идет речь о, – прости Господи, – первом геноциде азербайджанцев, происшедшем в городе Барде в IX веке. В учебнике повествуется следующее:
«Современная агрессия армян на самом деле ничем не отличается от иноземных нашествий, происходивших в прошлом. Факты вторжения чужеземцев на наши земли отражены в нашей истории. А как происходили славянорусские набеги?… Барда перешла в руки врагов. Город был разграблен. Славяне потребовали, чтобы бардинцы в течение трех дней покинули город. Мирное население, не пожелавшее покидать родной город, было истреблено. Согласно данным источников, в ходе этой трагедии были убиты примерно 20 тысяч бардинцев».
Да уж! Оказывается, есть кто-то хуже армян для Азербайджана. То, что сотворили русские в IX веке над мирными азербайджанцами Барды, смело можно считать первым геноцидом в истории человечества. Правда, учебник умалчивает, на данных каких источников основан этот параграф. Пришлось проштудировать много всяко-разной литературы. И только в двух книжках нашел исторические события, где бы могли столкнуться «древние азербайджанцы» с русскими. В первом случае – у А.С. Пушкина, в «Сказке о Золотом петушке», где Шамаханская царица перебила русскую рать и соблазнила царя Дадона. Во втором случае – «Книга путей и стран» персидского историка Ибн Хордадбеха, в котором автор упоминает славянских купцов, прибывших в Персию по Каспию. Тем не менее, ни описания Пушкина, ни Хордадбеха не совпадают с батальными сценами азербайджанского учебника. У Пушкина упоминается Шемаха, вернее, царица из Шамахи, а баталии происходили на территории Руси. Да и убита была русская рать, а не азербайджанская (она же шамаханская). К тому же Шамаха – это не Барда. Между городами расстояние в 180 км. Соответственно, А.С Пушкина и его «Золотого петушка» исключаем из внимания. Остается Хордадбех. Но у него так и вовсе нет никаких батальных сцен. В книге говорится только о славянских купцах, прибывших по Каспию в Персию. Ни больше, ни меньше! Значит, и Хордадбеха следует исключить из объекта соискания. Так откуда взяты сцены убийств и, главное, сама цифра в 20 тысяч? Думаю, это второй вопрос, который тоже останется открытым для выпускников азербайджанских школ.
Вообще, если исходить из азербайджанских учебников, то азербайджанцы – самый многострадальный народ в истории человечества. Кто только не «геноцидил» азербайджанцев – и монголы, и арабы, и русские… Но больше всех, конечно, армяне. Три раза. Итого – шесть геноцидов за всю историю. Причем массовое зомбирование в этой стране начинается с 5 класса, чтобы сформировать образ жертвы в сознании ребенка и параллельно выкристаллизовать образ врага в лице армян.
Впрочем, сайт «JamNews» писал о том, что азербайджанские учебники изобилуют оскорблениями в адрес армянского народа, что является «языком ненависти». Текст в учебниках в точности повторяет общеизвестные пропагандистские тезисы, распространяемые официальными властями. Напомним также, что, согласно влиятельному британскому сайту «Open Democracy», школьное образование является одним из основных элементов государственной пропаганды в Азербайджане, и власти используют его для пропаганды ненависти против армян.
Вообще об азербайджанских учебниках слагают строки многие специалисты, как на Западе, так и на постсоветском пространстве Это и журнал русской консервативной мысли «Золотой лев», осветивший азербайджанский учебник, и сайт iran.ru, неустанно публикующий материалы о том, как Азербайджан присваивает иранских персонажей и посягает на территориальную целостность Ирана. А сайт newsland так и вовсе нашел идиотизм в азербайджанских учебниках не только в вопросах истории, но и биологии, где человек – хордовое существо, как и окунь, а с щукой так и вовсе мутация произошла. В Азербайджане щука, оказывается, ни много, ни мало, из семейства осетровых.
Биология, как и история, в Азербайджане заслуживает тоже отдельной темы. Армяне, конечно, там не упоминаются, зато есть отдельные любопытные «факты». К примеру, на странице 91 имеются такие строки: «Для млекопитающих характерно наличие аппендицита и относительная продолговатость прямой кишки». Тут же хотелось бы поправить азербайджанских биологов: аппендицит — это воспаление аппендикса. А аппендикс – это то, что вы назвали аппендицитом.
И вот еще на странице 99: «У млекопитающих сильно развита кора полушарий мозга, а между полушариями расположено тело с извилинами». Без комментариев!
Вадим АРУТЮНОВ,
автор и ведущий рубрики
«Антитопор»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>