И ещё один карандашный рисунок Сарьяна 27.Фев.2018

В октябре 2017 года Анечка (так называют родственники праправнучку художника Амаяка Арцатбаняна) увидела карандашный портрет своего знаменитого предка в доме-музее Сарьяна, в Ереване. Никому из родственников он ранее не был знаком. Признаюсь, мое глубокое изучение творчества Арцатбаняна так же включило этот портрет художника в число вновь открытых
Но, хорошо зная о взаимоотношениях Амаяка и Мартироса, могу предположить и поделиться с вами, уважаемый читатель, как и когда был создан интересующий нас портрет Амаяка Арцатбаняна кисти Мартироса Сарьяна.
Окончив Нахичеванское городское училище, Мартирос Сарьян устроился на работу в почтовую контору. Работа была скучная, однообразная, неинтересная… Но в свободное от работы время он мог читать и рассматривать рисунки в газетах и журналах. Это было занятие для души. За день контору посещали разные люди, «интересные типажи», их и рисовал Мартирос втайне от всех, расположившись в углу. Но вскоре тайное стало явным. Начальство возмутилось, пригрозило увольнением, а невежественный казак, сослуживец по конторе, став не по собственной воле моделью, обвинил молодого художника в наведении на него порчи и хвори. Но, к счастью будущего художника, рисунки его увидел выпускник Лазаревского института Амбарданов. Работы юного художника ему понравились. Об этом происшествии узнал старший брат Мартироса Ованес. По совету Амбарданова и Амбарцума Кечека Ованес посылает брата в Москву – учиться живописи. Предварительную подготовку он планировал пройти у земляка-нахичеванца Амаяка Арцатбаняна, студента третьего курса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Мартирос едет в Москву учиться. Ему было 15 лет. Он впервые покинул отчий дом и оказался в большом городе, поселился один в меблированных комнатах в Уланском переулке. Но, к сожалению, Арцатбанян заболел и лег в больницу. Из-за болезни Арцатбаняна он был предоставлен самому себе и не пришлось ему в течение долгого времени приступить к занятиям. Но удалось познакомиться с Москвой, ее достопримечательностями, музеями. Наступила весна. Арцатбанян выписался из больницы. Прихватив с собой краски, они вместе уехали на юг, на родину. Летом они много рисовали донские пейзажи, жили на хуторе с семьей Сарьяна. Все члены сарьяновского клана выполняли роль моделей для будущих художников.
К концу лета вместе вернулись в Москву. Сарьян трудился не покладая рук. Арцатбанян давал ему задание и уходил на занятия. Вернувшись, проверял, делал замечания, поправлял. Так они прожили до лета, пока вновь не уехали на свою малую родину. А осенью 1897 года Сарьян успешно сдал экзамены и стал студентом Московской школы живописи, ваяния и зодчества. Начался новый этап в жизни Мартироса Сарьяна. Они по-прежнему дружили, продолжали жить вместе на одной квартире у священника армянской церкви Асрияна в Златоустовском переулке. Именно в это время, на радостях, Сарьян рисует портрет Амаяка Арцатбаняна. Позже в своих воспоминаниях, тяжело переживая трагическую, безвременную кончину Амаяка, он назовет его своим «первым учителем» и любимым, верным другом.
Светлана ХАЧИКЯН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>