Сегодня, 29 октября, Армянская Апостольская Церковь отмечает День памяти Св. Иоанна Златоуста. 29.Окт.2015

Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский – один из трех Вселенских святителей. Родился в Антиохии ок. 347 г., в семье военачальника. Учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Будучи очень молодым, посвятил себя отшельнической жизни. Святитель Мелетий, полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 г. крестил его. Через три года Св. Иоанн был поставлен во чтеца. В 381 г. Св. епископ Мелетий Антиохийский посвятил его в дьякона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О Провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове», «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 386 г. был рукоположен в священника епископом Антиохийским Флавианом. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Св. Иоанн оказался блестящим проповедником и за редкий дар Богодохновенного слова получил наименование «Златоуст».

«Двенадцать лет святой проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей. В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания Св. Иоанн обратился к герменевтике — науке о толковании Слова Божия. Он написал толкования на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и т.д.», – пишет Qahana.am.

В 398 г., после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, Св. Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии и избран епископом Константинополя против своей воли. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Святитель обличал распущенность столичных нравов, особенно императорского двора. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия, распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на Иоанна. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием.

У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 г. состоялся неправедный собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 г. умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Находясь в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе, святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 г. болезнь приковала святителя Иоанна к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (Пицунду, в Абхазии). Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. Вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел к Господу 14 сентября 407 г. Святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах. В 438 г. святые мощи святителя были с почетом перенесены из Коман в церковь Св. Апостолов в Константинополе.

Иоанн Златоуст был великим проповедником и неутомимым писателем; до нас дошло более 250 писем, сотни гомилий на Священное Писание и несколько моральных и догматических трактатов, в том числе трактаты «О непостижимости природы Бога» и «О священстве», оставившие свое благотворное влияние на историю христианской мысли. Его труды были переведены на армянский язык еще при его жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>