nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Интервью настоятеля монастыря Святых Архангелов г. Иерусалим, Иерусалимской Патриархии Армянской Апостольской Церкви, кандидата богословия, Гевонда Вардапета (архимандрит) Оганесян сайту Miasin.Ru.
— Отец Гевонд, начнем, пожалуй, с самого главного — в чем, на ваш взгляд, заключается смысл жизни? К чему должен стремиться человек? Какого его предназначение?


— У всех людей и представителей разных религий и учений есть своя философия на эти вопросы.Поэтому мне бы хотелось поговорить о стремлениях и предназначении именно христианина, ибо понимания греха и нравственности, вечности и Бога у всех разное, несмотря на то, что можно найти чего общего…
Только христианство есть путь от Бога к человеку, а у всех это путь от человека к Богу. Бог стал человеком, чтобы мы обожествились бы и поэтому, смыслом жизни для христианина является одно — приблизиться к Богу, соединиться с Ним. Христианин должен стремиться именно к этому смыслу жизни. Для этого дана и наша жизнь. А поскольку главным препятствием к единению с Господом Богом является грех, христианин, по мере возможности должен делать все, чтобы грех не стал бы препятствием между ним и Богом. Для этого мы и молимся, постимся, творим дела добродетельные, участвуем в Святых Таинствах Церкви, чтобы, с одной стороны, не допустить греха в нашу жизнь и тем самым не отдалиться от Бога, а с другой стороны более приблизится к Нему и утвердиться в Нем, стать единым с Ним (/да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино/ Иоан. 17:21).
К сожалению, многие христиане смыслом жизни для себя делают то, что есть всего лишь средства для достижения главного смысла жизни — единство с Богом.
Исходя из этого, можно сказать, что предназначение христианина в этой жизни — быть светом и солью в этом темном и безвкусном мире. И как говорят Святые Отцы, что спасайся сам и многие спасутся вокруг тебя. А как самому быть светом и солью, если сам не освящен и безвкусен?
Итак, чтобы христианин был светом и солью, он должен стремиться соединиться с Господом и сделать это смыслом своей жизни.

— Отец Гевонд, каков христианский взгляд на те процессы, которые происходят сейчас в мире?

— В мире ничего не меняется. Об этом говорил Сам Господь: «услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это — начало болезней» /Матф. 24:5-8/.
Сегодня, как и во времена Господа и апостолов можно слышать о войнах, болезнях и стихийных бедствиях. Но Господь нас предупреждает, что не нужно бояться всего этого, ибо все это должно быть. Но христианин должен бояться, а точнее остерегаться, чтобы его не обманули ложные учителя: «ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят».
Войны, бедствия и болезни приближают человека к Господу. К сожалению, сегодня именно через горе и страдания, большинство людей приходят к Богу. А вот ложные учителя, наоборот, человека отдаляют от Господа. Об этом и предупреждает нас Господь.
Поэтому христианин (верующий ААЦ) должен следовать учению своей Церкви, пребывать в Ее Св. Таинствах, чтобы не стать жертвой всяких лживых проповедников, сект и учений.

— Каковы основные вызовы духовной безопасности, которые стоят перед армянской диаспорой и как им можно противостоять?
— Одним из главных вызовов для армянской диаспоры (каждого армянина, живущего в диаспоре) является потеря, утрата своего духовно-национального самосознания, своего «Я».
Опыт показывает, что те общины, которые были тесно привязаны к ААЦ, сохраняли свое «Я», а те которые отходили от ААЦ (и даже если не было церкви), то уже 2-3 поколение теряло свои связи с армянством, ибо культура и быт народов, в среде которых они проживали, имело на них сильное влияние.
Поэтому, как мне кажется, перед ААЦ, Министерством Диаспоры Армении и другими организациями, как государственными, так и общественными, должна стоять одна задача — приобщение молодежи диаспоры к армянской культуре, к духовно-национальным традициям… А это приобщение, возможно будет, если только заняться переводческой деятельностью, чтобы до армян диаспоры на их же, уже ставшим «родном», языке донести всю информацию. А после или параллельно же обучать армянскому языку.
Такой практикой богаты еврейские общины диаспоры. У них на государственном уровне развита переводческая деятельность. История, молитвы, традиции и все с чем связано еврейство, переводятся на языки народов, в странах которых живут евреи. Изучение языка стоит на втором месте, то есть через изучение еврейства прививается любовь к ивриту, который вскоре станет главным фактором их самосознания.

— Как армянская молодежь может содействовать укреплению Армянской Апостольской Церкви? Чем и как могут быть полезны Армении верующие армяне диаспоры?
— Главное, это сплочение вокруг ААЦ, участие в строительстве храмах, как в финансовом, так и в физическом смысле. Быть прилежным прихожанином церкви. Хоть раз в год, по мере возможности, посещать Армению. Сегодня действует одна из программ Министерства Диаспоры: «Ари Тун», которая прививает молодежи любовь к Армении. Можно даже создать группы добровольцев, чтобы на время каникул пожить в одной из деревень Армении с целью помочь деревенским в сельскохозяйственных работах. И тем самым более приобщиться к Земле Армянской…

— В современном мире есть такое понятие «успешный человек», под которым обычно понимается человек, добившийся финансового благополучия, какой-то должности, статуса или положения в обществе. С точки зрения христианства, кто такой «успешный человек» по вашему мнению, и можно ли считать богатого человека успешным?
— Мир, тем более современный имеет свое понимание успешности человека, даже диктует свои правила. В христианстве иное понимание успешности. Несмотря на это, есть секты, которые проповедуют философию процветания, то есть если ты преуспел в бизнесе, имеешь капитал, здоров то это для них становится эталоном успешности, точнее, если ты успеваешь – значит, Бог благословил тебя. Можно сказать и наоборот. Поэтому они стремятся к обогащению. Иное же понимание, точнее заблуждение у верующих древних церквей — если болеешь, имеешь финансовое проблемы, то тем самым Господь благословляет. Это две крайности. Здоровье и болезнь, богатство и нищета — посылается нам от Господа для нашего вразумления. К примеру, как говорит Св. Татеваци, что богатство Господь дает злому человеку, чтобы тот на Суде не смог сказать бы: «мол что Ты мне дал, чтобы я верил бы Тебе?». Дает добродетельному, чтобы тот помогал бедным, и т.д.
И поэтому богатство и бедность, болезнь и здоровье не могут быть однозначным для всех эталоном «успешности». В противном случае Сам Христос был Самым не успешным. У Него не было денег заплатить налоги, не было места склонить голову, Его все оставили, мучили, распяли… Но это не значит, что нельзя разбогатеть. Пример тому притча Господа о талантах, где человек, который не вложил в дело, данные ему таланты, был осужден. Но все же стремление разбогатеть не нужно делать смыслом жизни. Не может человек одновременно служить и Богу и мамоне.
И поэтому мы должны научиться быть благодарными как в богатстве, так и в нищете, как в здоровье, так и болезнях. Это все лишь средства, которые нам помогут более приблизиться к Господу!

— В настоящее время христианская, традиционная семья, находится под постоянными ударами врага. Пропагандируются всякие извращения, принимаются законы на уровне государств, противоестественные человеческой природе. В чем причина этих нападков и как им можно противостоять?
— Причина — это отпадение от Бога. А где нет Бога, там нет и нравственности в христианском понимании слова. Противостоять трудно, тем более, то, что для христианина является грехом, для мира сего является «добродетелью».
Лучшее противостояние — это жить по Заповедям Евангельским и по совести, при этом осознавая, что можешь стать посмешищем. В конце концов, уповать на Господа.

— Что такое духовный рост?
— Это насколько человек приблизился к Господу, что видно из его дел любви, милосердия, сострадания к ближнему. Количество прочитанных или вызубренных молитв, пост, хождение в церковь, участие в Таинствах — все это личное. А любовь это отношение к ближнему. Если человек не может или не хочет любить ближнего, которого видит каждый день, то как может любить Бога, Которого не видит? Тогда как он может приблизиться к Господу, хоть даже весь псалтырь выучит наизусть.

— Несмотря на ваши усилия, которые вы приложили для того, чтобы развеять миф о том, что Армянская Церковь является монофизитской, от некоторых священников РПЦ по-прежнему можно услышать высказывания о том, что армяне – еретики, армяне-монофизиты и т.д., с чем это связано, на ваш взгляд?
— Сколько бы не говорили бы, что ААЦ не монофизитская Церковь (даже если докажем), все равно это останется на любительском уровне, а не на официальном. По сей день в РПЦ официально принято считать, что ААЦ находится в монофизитской ереси и поэтому Она вне православия. Даже если некоторые иерархи РПЦ будут говорить, что армяне не монофизиты, это все равно ничего не даст. В их духовных семинариях и по сей день учат тому, что мы монофизиты. Поэтому не удивительно, что большинство их духовенства остаются при этом мнении.

— Что бы вы хотели пожелать армянской молодежи, разбросанной по всему миру? Ваши наставления…

— Сегодня много вызовов. Глобализация, к примеру, которая стирает все национально-духовные границы, делая из человека потребителя эгоиста, прививая ему стремления удовлетворить все страсти, что ниже желудка.
Так же есть некие тенденции (у наших армян) — чтобы не трогали их, нужно раствориться в традициях и культуре народа, на Родине которого проживают.
Этим вызовам может противостоять любовь к Родине, к Церкви, при этом любовь именно жертвенная, а не потребительская.
Храни Вас Господь!!!

Один ответ

  1. Храни Вас Господь Святой Отец! Спасибо за Ваш труд ипроповеди! Очень трудно вдали от Родины и родной церкви жить армянам …многие,Вы правы, сливаются в чужой стране с их церквями и обычаями ! Очень жаль! Это моё личное мнение,всё идет от старших в семъе! Приведу пример- мои дедушки и бабушки родом из Вана Муша Карса Эрзерума…По воле судьбы оказались на Украине.Но я с детства помню ,что всегда и все жили своей маленькой общиной …Когда я приходила из школы и закрывалась дверь на улицу,все оставалось где то там на дверъю..Дома был армянский порядок ,армянская речь армянский быт и история нашего народа и семьи..У нас не было близко армянской церкви ,но дома видели как дедушка утром прежде чем выйти из дому помолится и когда вернется домой тоже молился…так тихо сам по себе,но мы это видели и знали что так должно быть,это правила армянской семъи….Чтобы крестит детей и венчать молодых ездили в Ростов на Дону в Нахичиванскую церковь…И это был закон и правила от которых никто и не помышлял отходить…Мы сохраняли эдентичность во всем! Наш прадет Сурб Акоб так его звали старики .Он был священником в Карсе…Его турки раздели нагало и гнани в Дер дзор со своими прихожанами…И память о всех погибших была у потомков на устах и в сердцах! Все истории каждого из членов семъи знали дети..Было все очень строго и красиво по-армянски…Бабушка и ее сестры очень хорошо пели армянские песни и грусные и веселые…Бабушка каждый вечер ставила на проигрователе пластинку и одевала армянский национальный костюм и обучала танцам маленьких девочек ,своих внуков… Это все пишу ,потому что сейчас не вижу такого трепетного отношения к своему,армянскому….Скорее пойдут в русскую церковь и все что с этим связано …обидно за весь наш народ…,что вынужден скитаться по миру…Страшно что можем потерять и тот кусочек земли армянской….светочь мира! Неужеле все потеряются среди других народов…И наши дети должны будут называть հած хлебом….и т. д. Дорогие мои армяне берегите своё родное не уподобляйтесь другим они за это не скажут вам спасибо,только будут смеяться над вами ,что стали такими же как они …на них похожими…! Умоляю семъя армянская только в состоянии сохранить нашу культуру нашу Веру нашу эдентичность! Դուկ հաեկ! Ամեն՜!Карина (Род Байрахтаръянцев)

Добавить комментарий для Կրինէ Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *