Листая пожелтевшие страницы газет, перечитывая литературные произведения 1890 – 1915 годов, узнаешь много интересного о традициях празднования Рождества и Нового года в городах Российской империи.
Готовиться к встрече праздников начинали заранее. В столичных и провинциальных газетах появляются многочисленные объявления об обновлении ассортимента товаров в магазинах, распродажах, праздничном репертуаре театров, о мероприятиях, которые предполагалось проводить в клубах. В городах открывались елочные базары.
Но при всем кажущемся единообразии в традициях встречи Рождества и Нового года в Российской империи, в каждой губернии, области, городе, селе или станице были свои особенности.
Города-соседи Ростов-на-Дону и Нахичевань-на-Дону не были исключением, в каждом городе имелись свои особенности в праздновании, но были и общие, ставшие неотъемлемой частью праздников, сформировавшиеся благодаря таким понятиям, как сострадание, гуманность и милосердие.
В ежедневной политической, экономической и литературной газете «Приазовский край», издававшейся с 1891 года, в предпраздничные дни декабря и праздничные дни января традиционно появлялись многочисленные заметки, сообщавшие о проведении благотворительных сборов в пользу крестьян, голодающих из-за неурожая, «неимущих» учащихся, детей, оставшихся без попечения родителей и т.п. В сборах принимали активное участие жители обоих городов. Отчеты о результатах благотворительных акций публиковались в газете через несколько дней после проведения: «Нахичеванское на Дону благотворительное общество, по примеру прошлого года, намерено на праздниках устроить концерт в пользу недостаточных студентов уроженцев города.
К участию в концерте, имеющим состоять в зале коммерческого клуба, предполагается пригласить артисток и артистов драматической труппы Синельникова…». Итоги благотворительного сбора были опубликованы 1 января и составили сумму 2500 р.
В Ростове и Нахичевани-на-Дону с конца XIX-начала ХХ веков стали проходить рождественские мероприятия, которые традиционно анонсировались как «Елка. Детские праздники» в театре В.И. Асмолова и Нахичеванском-на-Дону городском театре.
Гласные Нахичеванской городской думы всегда уделяли особое внимание воспитанию детей и молодежи. Праздник для детей традиционно начинался в «6 часов вечера». Проводились игры, раздавались «сюрпризы-игрушки», показывались «нравоучительные картинки», которые проецировались при помощи «Волшебного фонаря» (прототип диапроектора и других проекционных оптических устройств).
Елки ставили в своих домах и зажиточные нахичеванцы, согласно семейным легендам, дерево выбиралось высокое и ветвистое. Именно такую елку и изобразил художник-график Сергей Павлович Чахирьян, оставивший нам визуализацию своих детских воспоминаний (серия графических работ «Город моего детства»).
Как и когда в городе Нахичевань-на-Дону сформировалась традиция ставить елку, рассказывает в мемуарах «Моя единственная жизнь» И.М. Келле-Шагинов. Автор воспоминаний происходил из семьи крымских армян, переселившихся на Дон по указу императрицы Екатерины II и основавших город Нор Нахичеван. Иван Матвеевич был предпринимателем, чья деятельность осуществлялась в ростово-нахичеванском экономическом пространстве, гласным Нахичеванской-на-Дону и Ростовской-на-Дону городских дум.
С трепетом он вспоминает о годах своей учебы и приглашении штатным смотрителем коллежским асессором Эд. Виссором своих учеников на Рождество 1863 года: «…ученики, отпущенные на каникулы, были в сочельник приглашены к Виссору на вечер. <…> Оказалось, что он устроил елку для учеников. Я, никогда не видевший ее, был приятно поражен, когда в нашей тускло освещенной классной комнате нас вдруг поставили в пары, за дверью заиграли на рояле марш и, растворив двери столовой, явили нам ярко освещенную новогоднюю красавицу, вся увешанную золочеными орехами, гирляндами, восковыми свечами и пряниками. Всем раздали фрукты, конфеты и другие лакомства, потом начались танцы, продолжавшиеся до одиннадцати часов.
Вечер прошел шумно и очень весело. Это была первая елка в Нахичевани, и в следующие годы многие стали устраивать то же самое у себя».
В своих воспоминаниях о традициях праздника нахичеванцев Келле-Шагинов упомянул, что «…мужчины в первый же день Рождества наносили визиты всем родственникам. И в первую очередь к крестному…». Женщины, начиная со второго дня праздника, наносили визиты всем близким родственницам.
Не забывали горожане и «почетных лиц». Более подробно о традиционных поздравлениях «почетных лиц», не являвшихся коренными жителями города, вспоминает сын русского чиновника, служившего в Нахичевани-на-Дону, историк, педагог П.П. Филевский: «Накануне больших праздников богатые армяне присылали гостинцы секретарю: голову сахару, самого дорогого цветочного чаю, кусок материи, рису, окорока и пр. Отец, было, решительно запротестовал, но скоро увидел, что бороться с этим совершенно невозможно, тем более что присылали люди, не имевшие в магистрате никаких тяжб. Молодец из лавки приносил кулек, клал в передней и никакие требования взять обратно не влияли. Молодец говорил, что велено доставить и уходил. Потом отец по совету служащих в магистрате махнул рукой и не разговаривал. Они ему сказали, что так от дедов и тут злого умысла нет, а один старый армянин ему сказал: «Ты нас не серди, душа моя, мы хотим с тобой жить хорошо, жалование у тебя маленькое, а мы рады тебе помочь. Зачем брезговать нашим подарком».
Бесценные воспоминания об обрядах и обычаях крымских армян на Донской земле сохранил для потомков ректор Нахичеванской духовной семинарии, доктор филологических наук Ерванд Овакимович Шахазиз. И рассказывая о рождественском сочельнике, современные историки и краеведы во многом цитируют его научную работу «Нор-Нахичеван и нор-нахичеванцы» (Тифлис, 1903), которая не позволяет забывать о том, что «богослужение в рождественский сочельник начиналось очень рано, сравнительно очень рано и заканчивается. В церкви многие из отстоявших службу стоят с зажженными свечами и не только лишь во время чтения книги Даниела, но и вообще с начала богослужения до обедни. <…> Лица, отстоявшие церковную службу, возвращаются домой, принося с собой столько свечей, сколько в семье членов, и зажигают во время ужина перед каждым прибором, и так с зажженными свечами и ужинают. <…> На ужин сочельника, помимо блюд для разговенья после поста — рыбного холодца, жареной и вареной рыбы, обязательно готовится и «кубати», который едят с рыбным холодцом…».
Отмечали жители Нахичевани-на-Дону и Новый год «кахант». Традиционно 31 декабря женщины пекли большой плоский и круглый хлеб «тари» («год»), выпекаемый таким образом, что на нем можно было выделить двенадцать отдельных частей по количеству месяцев в году. Тари украшали орехами и изю-мом. В одну из его частей клали серебряную монету на счастье.
Накануне Нового года до наступления вечера слышался голос поющих новогодние колядки «каландос» детей, которые группами ходили от дома к дому и пением поздравляли с наступлением каханда. Поющие получали в ответ от хозяев домов гату, самсу, калачи (халачи) и мелкие монеты. Ерванд Шахазиз отмечал, что «в городе «каландос» поют 31 декабря с утра до вечера и, что интересно, армянские дети поют и армянские тексты, и русские тексты, а русские дети — русские и армянские».
С 60-х годов XIX века горожане с удовольствием посещали балы и развлекательные вечера в клубах, театральные постановки, цирковые представления, но не забывали о своих традициях м сохраняли их.
Маргарита СОКОЛОВА