nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Листая пожелтевшие страницы газет, перечитывая литературные произведения 1890 – 1915 годов, узнаешь много интересного о традициях празднования Рождества и Нового года в городах Российской империи.

Готовиться к встрече праздников начинали заранее. В столичных и провинциальных газетах появляются многочисленные объявления об обновлении ассортимента товаров в магазинах, распродажах, праздничном репертуаре театров, о мероприятиях, которые предполагалось проводить в клубах. В городах открывались елочные базары.

 Но при всем кажущемся единообразии в традициях встречи Рождества и Нового года в Российской империи, в каждой губернии, области, городе, селе или станице были свои особенности.

Города-соседи Ростов-на-Дону и Нахичевань-на-Дону не были исключением, в каждом городе имелись свои особенности в праздновании, но были и общие, ставшие неотъемлемой частью праздников, сформировавшиеся благодаря таким понятиям, как сострадание, гуманность и милосердие. 

Цветные литографии. Иерусалим. Н. ХХ в.

В ежедневной политической, экономической и литературной газете «Приазовский край», издававшейся с 1891 года, в предпраздничные дни декабря и праздничные дни января традиционно появлялись многочисленные заметки, сообщавшие о проведении благотворительных сборов в пользу крестьян, голодающих из-за неурожая, «неимущих» учащихся, детей, оставшихся без попечения родителей и т.п. В сборах принимали активное участие жители обоих городов. Отчеты о результатах благотворительных акций публиковались в газете через несколько дней после проведения: «Нахичеванское на Дону благотворительное общество, по примеру прошлого года, намерено на праздниках устроить концерт в пользу недостаточных студентов уроженцев города.

К участию в концерте, имеющим состоять в зале коммерческого клуба, предполагается пригласить артисток и артистов драматической труппы Синельникова…». Итоги благотворительного сбора были опубликованы 1 января и составили сумму 2500 р.

В Ростове и Нахичевани-на-Дону с конца XIX-начала ХХ веков стали проходить рождественские мероприятия, которые традиционно анонсировались как «Елка. Детские праздники» в театре В.И. Асмолова и Нахичеванском-на-Дону городском театре.

Сцена из спектакля «Плоды просвещения» труппы Синельникова. Конец XIX века

Гласные Нахичеванской городской думы всегда уделяли особое внимание воспитанию детей и молодежи. Праздник для детей традиционно начинался в «6 часов вечера». Проводились игры, раздавались «сюрпризы-игрушки», показывались «нравоучительные картинки», которые проецировались при помощи «Волшебного фонаря» (прототип диапроектора и других проекционных оптических устройств).

Елки ставили в своих домах и зажиточные нахичеванцы, согласно семейным легендам, дерево выбиралось высокое и ветвистое. Именно такую елку и изобразил художник-график Сергей Павлович Чахирьян, оставивший нам визуализацию своих детских воспоминаний (серия графических работ «Город моего детства»).

Реклама магазина И.М. Келле-Шагинова. Декабрь 1899

Как и когда в городе Нахичевань-на-Дону сформировалась традиция ставить елку, рассказывает в мемуарах «Моя единственная жизнь» И.М. Келле-Шагинов. Автор воспоминаний происходил из семьи крымских армян, переселившихся на Дон по указу императрицы Екатерины II и основавших город Нор Нахичеван. Иван Матвеевич был предпринимателем, чья деятельность осуществлялась в ростово-нахичеванском экономическом пространстве, гласным Нахичеванской-на-Дону и Ростовской-на-Дону городских дум.

С трепетом он вспоминает о годах своей учебы и приглашении штатным смотрителем коллежским асессором Эд. Виссором своих учеников на Рождество 1863 года: «…ученики, отпущенные на каникулы, были в сочельник приглашены к Виссору на вечер. <…> Оказалось, что он устроил елку для учеников. Я, никогда не видевший ее, был приятно поражен, когда в нашей тускло освещенной классной комнате нас вдруг поставили в пары, за дверью заиграли на рояле марш и, растворив двери столовой, явили нам ярко освещенную новогоднюю красавицу, вся увешанную золочеными орехами, гирляндами, восковыми свечами и пряниками. Всем раздали фрукты, конфеты и другие лакомства, потом начались танцы, продолжавшиеся до одиннадцати часов.

Дюргеров – владелец галантерейного магазина в Нахичевани-на-Дону. Н. ХХ в.

Вечер прошел шумно и очень весело. Это была первая елка в Нахичевани, и в следующие годы многие стали устраивать то же самое у себя».

В своих воспоминаниях о традициях праздника нахичеванцев Келле-Шагинов упомянул, что «…мужчины в первый же день Рождества наносили визиты всем родственникам. И в первую очередь к крестному…». Женщины, начиная со второго дня праздника, наносили визиты всем близким родственницам.

Не забывали горожане и «почетных лиц». Более подробно о традиционных поздравлениях «почетных лиц», не являвшихся коренными жителями города, вспоминает сын русского чиновника, служившего в Нахичевани-на-Дону, историк, педагог П.П. Филевский: «Накануне больших праздников богатые армяне присылали гостинцы секретарю: голову сахару, самого дорогого цветочного чаю, кусок материи, рису, окорока и пр. Отец, было, решительно запротестовал, но скоро увидел, что бороться с этим совершенно невозможно, тем более что присылали люди, не имевшие в магистрате никаких тяжб. Молодец из лавки приносил кулек, клал в передней и никакие требования взять обратно не влияли. Молодец говорил, что велено доставить и уходил. Потом отец по совету служащих в магистрате махнул рукой и не разговаривал. Они ему сказали, что так от дедов и тут злого умысла нет, а один старый армянин ему сказал: «Ты нас не серди, душа моя, мы хотим с тобой жить хорошо, жалование у тебя маленькое, а мы рады тебе помочь. Зачем брезговать нашим подарком».

Фотография из семейного архива Хамхаян. 1-я четверть ХХ в.

Бесценные воспоминания об обрядах и обычаях крымских армян на Донской земле сохранил для потомков ректор Нахичеванской духовной семинарии, доктор филологических наук Ерванд Овакимович Шахазиз. И рассказывая о рождественском сочельнике, современные историки и краеведы во многом цитируют его научную работу «Нор-Нахичеван и нор-нахичеванцы» (Тифлис, 1903), которая не позволяет забывать о том, что «богослужение в рождественский сочельник начиналось очень рано, сравнительно очень рано и заканчивается. В церкви многие из отстоявших службу стоят с зажженными свечами и не только лишь во время чтения книги Даниела, но и вообще с начала богослужения до обедни. <…> Лица, отстоявшие церковную службу, возвращаются домой, принося с собой столько свечей, сколько в семье членов, и зажигают во время ужина перед каждым прибором, и так с зажженными свечами и ужинают. <…> На ужин сочельника, помимо блюд для разговенья после поста — рыбного холодца, жареной и вареной рыбы, обязательно готовится и «кубати», который едят с рыбным холодцом…».

Отмечали жители Нахичевани-на-Дону и Новый год «кахант». Традиционно 31 декабря женщины пекли большой плоский и круглый хлеб «тари» («год»), выпекаемый таким образом, что на нем можно было выделить двенадцать отдельных частей по количеству месяцев в году. Тари украшали орехами и изю-мом. В одну из его частей клали серебряную монету на счастье.

Открытое письмо н. ХХ века

Накануне Нового года до наступления вечера слышался голос поющих новогодние колядки «каландос» детей, которые группами ходили от дома к дому и пением поздравляли с наступлением каханда. Поющие получали в ответ от хозяев домов гату, самсу, калачи (халачи) и мелкие монеты. Ерванд Шахазиз отмечал, что «в городе «каландос» поют 31 декабря с утра до вечера и, что интересно, армянские дети поют и армянские тексты, и русские тексты, а русские дети — русские и армянские».

С 60-х годов XIX века горожане с удовольствием посещали балы и развлекательные вечера в клубах, театральные постановки, цирковые представления, но не забывали о своих традициях м сохраняли их.

Маргарита СОКОЛОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *