nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В селе Чалтьры на мемориале в памяты о павших в годь Великой Отечественной войнь установлена отделыная памятная доска с именем Героя России – Тащияна Сурена Амбарцумовича.
Родился Сурен Амбарцумович в 1909 году в бедной крестьянской семье. Окончив начальную школу, учебу продолжил в армянской средней школе им. С. Шаумяна в Ростове-на-Дону. Затем год проучился в ремесленном заводском училище и одновременно проходил обучение в Ростовском аэроклубе, а в октябре того года осуществил свою давнюю мечту. Вот что пишет он домой: «Дорогие родители! Я сейчас учусь в г. Ейске в военно-морском истребительном авиационном училище. Мои бессонные ночи принесли мне большую пользу, я стану летчиком, защитником нашего народа».
15 июня 1941 года после успешного окончания училища Сурена Тащияна вместе с его другом Дмитрием Стариковым направили в истребительный полк Черноморского флота. 20 июня Сурен Тащиян получил звание летчика-истребителя, а на следующий день приехал домой в отпуск. Он только успел увидеться с родными, как по радио объявили, что началась вой-на. Он пробыл дома только одну ночь. С первых дней войны летчик Тащиян показал себя бесстрашным, беззаветно любящим свою Родину бойцом. О нем говорили: «И в огне не горит, и в воде не тонет, и пуля не берет». Тащиян и Стариков почти всегда летели в паре, и в одном из боев они вступили в неравный бой с фашистскими стервятниками. Во время боя вражеская пуля попала в прицел самолета и по всем законам точно должна была поразить пилота, но пилот ловко увернулся, и пуля его не задела. А однажды летчик Тащиян принял атаку четверых «мессершмиттов» на себя, чтобы наши истребители успели выйти из под удара и занять выгодную для боя позицию, и сумел выполнить эту сложнейшую задачу. С пробитым бензобаком мастерски посадил самолет, получив тяжелейшие ожоги лица, рук, ног, попал в госпиталь. Но из-за беспокойного характера, не долечившись до конца, вернулся в часть. Он был дерзкий, решительный, бесстрашный, а с друзьями скромный, добродушный, веселый. В другом бою советский истребитель уничтожил немецкий самолет, но и сам был подбит. Это было над Черным морем, машина пошла ко дну, а сам летчик с помощью парашюта продержался на воде целые сутки.
Из воспоминаний Героя Советского Союза полковника запаса В.С. Снесарева: «Мы базировались на аэродроме в Геленджике. По тревоге нам приходилось вылетать в основном к линии фронта». И вот сигнальная ракета, эскадрилья уже поднялась в воздух, а у Тащияна произошла задержка с запуском двигателя – молодой механик неправильно подключил электропитание, а так как не сработала еще и рация, то вместо того, чтобы полететь в направлении Туапсе, летчик по привычке полетел на линию фронта. Подлетая к Новороссийску, издали заметив самолеты и приняв за своих, стал к ним приближаться, но это была вражеская эскадра. Уклониться бы от боя, ведь это были модернизированные «мессершмитты», но было поздно, да и не в его характере было отступать. Двенадцать фашистских «стервятников» вступили в бой с нашим «соколом» Тащияном. Предвкушая легкую победу, противник глубоко ошибся. Бой был неравный, даже один из летчиков предпринял лобовую атаку, но метко стрелявший Сурен отправил его навсегда на дно Цемесской бухты. Все фашистские самолеты бросились сопровождать сбитый Суреном самолет. Оказывается, он сбил командующего немецких ВВС Крымской группы войск генерал-лейтенанта фон Руппе. Не поняв, в чем дело, летчик воспользовался ситуацией и развернул машину на свой аэродром. Самолет был изрешечен огнем противника.
Сурен Амбарцумович за первые три сбитых самолета 10 августа 1942 года был награжден орденом Красного Знамени. За последующие уничтоженные шесть самолетов противника — вторым орденом Красного Знамени, а затем и орденом Красной Звезды. Последний свой бой летчик Тащиян провел над Керчью. Несмотря на множество вражеских самолетов, советские асы смело и точно заходили на цель, нанося сокрушающие удары по противнику и возвращались обратно. Но на этот раз двое из них – лучшая слетанная пара Стариков и Тащиян –
отстали от своих, чтобы прикрыть отряд. Заметив пару отставших пикировщиков, шесть «мессершмиттов» завязали бой. Два друга приняли удар на себя, прикрывая товарищей. Одного «мессера» сбил Стариков, другого Тащиян. Фашисты были в бешенстве. Один из фашистов используя свое преимущество и высоту, зашел в хвост к Старикову. Еще секунда и … но тут подоспел Тащиян и послал фрица догорать со своим самолетом. Это был 11-й самолет, сбитый Суреном Амбарцумовичем Тащияном. В это время к месту боя подоспела новая группа немецких истребителей. Внезапно вынырнувший снизу самолет поджег машину Тащияна. Так, ценой своей жизни спасая жизнь друга и боевого напарника Старикова, покинув неуправляемый самолет на парашюте, Сурен Тащиян, будучи раненным, погиб в водах Керченского пролива. К этому моменту на его счету числилось около 400 боевых вылетов, 30 воздушных боев и 11 сбитых самолетов противника. Существовал приказ наркома обороны от 19 августа 1941г. №0299, по которому была установлена норма сбитых вражеских самолетов для присвоения звания Героя Советского Союза – 5 бомбардировщиков или 10 истребителей. Но, несмотря на этот приказ, Тащияну дали не звание Героя, а второй орден Красного Знамени. Герои Советского Союза И. С. Любимов и К. Д. Денисов, а до них и первый командир авиаполка полковник Лепия пытались восстановить справедливость, доказать, что Сурен Амбарцумович достоин носить звание Героя Советского Союза, но ответ всегда был однозначным: «он достаточно поощрен». После войны в Армении был организован республиканский совет Героев Советского Союза, члены комитета, узнав из центральных газет о подвигах нашего земляка, откомандировали в район полковника в отставке летчика Петросяна, чтобы он продолжил «дело Тащияна». Но и четвертая попытка не увенчалась успехом. Спустя 52 года благодаря настойчивым усилиям друга Сурена Амбарцумовича Агопа Мгрдичевича Гайбаряна лейтенанту, летчику-истребителю Черноморского флота С.А.Тащияну было присвоено звание Героя России посмертно. А случилось это так.
Ознакомившись с боевой биографией отважного «сокола» и получив поддержку его братьев Хевонда Амбарцумовича и Нигохоса Амбарцумовича, Агоп Мгрдичевич направил письмо в Министерство обороны СССР, которое было переслано в СКВО для изучения вопроса. В ответном послании временно исполняющий обязанности Ростовского областного военного комиссара капитан 1 ранга
В. Серков сообщил, что за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны, товарищ Тащиев С.А. награжден правительственными наградами. По решению ЦККПСС в настоящее время рассматривается вопрос о награждении только бывших военнослужащих, получивших в период Великой Отечественной войны ранения и не отмеченных ни одной правительственной наградой. Потому «удовлетворить вашу просьбу о представлении товарища Тащиева С.А. к званию Героя Советского Союза (посмертно) не представляю возможным».
Не удовлетворившись казенной отпиской, Агоп Мгрдичевич собрал все предыдущие наградные листы командиров полка и бригады и вновь обратился в Министерство обороны. В ответ прислали очень некорректный ответ заместителя начальника главного управления подготовки кадров Министерства обороны РФ о том, что мол, летчиком, видимо, не была выполнена норма сбитых вражеских самолетов. Хотя столь ответственному работнику полагалось бы знать, что 7 сбитых бомбардировщиков вместо 5 –
это уже перевыполнение нормы. И снова обращение теперь уже в центральный архив ВМФ с просьбой прислать по личному учетному журналу справку о том, в какой день, в каком районе и какие модели самолетов врага были сбиты летчиком С.А. Тащияном. Недели через три получили полную подробную информацию по запросу. Собрав все наградные листы летчика, представление командиров о присвоении С.А. Тащияну звания Героя, приложив к ним справку центрального архива ВМФ, многочисленные газетные и журнальные статьи о летчике (всего 52 страницы), А. М. Гайбарян отправил письмо президенту России. Это было 12 августа 1993 года. Спустя некоторое время пришел ответ от сотрудницы наградного отдела администрации президента Беловой о том, что письмо они получили и приступают к изучению вопроса. 3 августа 1994 года было получено письмо от главнокомандующего военно-морским флотом со следующей просьбой: сообщить, какие родственники есть у летчика Тащияна и где они проживают. И наконец, 16 февраля 1995 года, в день очередной годовщины освобождения нашего района от немецко-фашистских захватчиков в газете «Красная Звезда» появился долгожданный указ президента России Ельцина о присвоении звания Героя России (посмертно) летчику-истребителю Черноморского флота С.А. Тащияну.
Сурен Амбарцумович погиб в воздушном бою 25 сентября 1943 года. Справедливость восторжествовала спустя 52 года. В память о нем одна из улиц села Чалтырь носит имя Героя России Сурена Амбарцумовича Тащияна.
Через несколько дней после гибели боевого друга Тащияна на фюзеляже боевой машины Дмитрия Старикова появилась надпись «Сурен Тащиян». Так продолжал громить врага и после своей смерти Герой России, бесстрашный летчик, который любил жизнь и свой народ – Сурен Амбарцумович Тащиян.
Яков ЧУБАРОВ

Один ответ

  1. Отличная статья. Огромное спасибо!!! Мы гордимся Героем России С. А.Тащиян. Он после окончания начальной школы, учёбу продолжил в нашей школе №16 им. Степана Шаумяна (ныне Гимназия №14) г. Ростова- на -Дону. В музее Гимназии №14 под названием «Наши знаменитые выпускники и учащиеся» уже есть материалы (статья и фотографии) о Сурене Амбарцумович Тащиян.

    Руководитель музея Гимназии №1 (2002 — 2017г.г.) А. Г. Симавонян

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *