Чарующее чувство грядущих открытий 30.Июл.2016

Жизнь человека связана с образованием не только через его профессию. Уровень образования определяет широту и глубину воззрений на себя, других и на мир в принципе. Определяет то, насколько наше «завтра» будет интереснее, чем «вчера». Насколько мы будем умны, чувственны, открыты, честны, справедливы – одним словом, живы.

Что встретим мы завтра?
Если вы помните такие фильмы, как «Москва – Кассиопея», «Гостья из будущего» и другие подобные, снятые в Советском Союзе, то вы помните и то чарующее чувство грядущих открытий. Казалось, еще один шаг – и будет новый мир, доступный и безопасный. Будет новое общество – лишенное намеренного зла. Будут новые задачи – лишенные скучной обыденности и невостребованности.
И образ человека в этих фильмах не просто так появился в фантазии сценаристов. Этот образ кристаллизовался в суровых условиях мировых войн; в тяжелейших социально­экономических ограничениях; такого несовершенства технологий, что Юрий Гагарин – первый человек в космосе – полетел туда на вычислительных возможностях современного калькулятора. Практически этот образ, эта мечта человека честного, чувствующего ответственность за все и всех, трудящегося на благо семьи, друзей, отечества и всей планеты, родился как вызов, как устремление к лучшему будущему.
И на этот вызов был достойный ответ – советская система образования, которая и поныне считается одной из самых лучших (и самых дорогих) в мире. По многим причинам того образования уже нет, и не видно не только возможности возврата к нему, но и серьезных попыток к этому.
Однако вызовов в современности не только не стало меньше – их число многократно увеличилось. Чего стоят только проблемы экологии, такие как очистка планеты от мусора, выращивание достаточного объема полезных продуктов питания, создание и использование экологически чистых систем передвижения и пр. Чего стоят социальные проблемы: избавление масс людей от невежества и нежелания учиться, от безверия, депрессии, психологических и физических травм, от социального и семейного террора. Технологические проблемы: проблема Интернет­завимости и зависимости от компьютерных игр, проблема создания искусственного интеллекта и замена им людей (в профессиональном отношении) и множество других.
От того, удастся ли нам и нескольким последующим поколениям хотя бы в некоторой критической мере решить обозначенные проблемы, зависит, видимо, очень многое. Иногда думается, что на кону – выживание большей части человечества.
Рассмотрим в общих чертах эти проблемы со стороны образования. Например, что нужно знать, чтобы решить эти проблемы? Это неизвестно! Вот так, просто. Все вместе, со всеми нашими технологическими достижениями мы все еще знаем, умеем и понимаем слишком мало. Известное сравнение, например, выглядит так: о поверхности Луны мы знаем больше, чем о дне наших океанов. И если мы как человечество уже научились выдавать премии за научные достижения, мы все еще не научились прекращать войны. Мы ездим на прекрасных автомобилях, но в массе своей до сих пор не научились уважать друг друга на дорогах. Мы умеем надевать дорогую одежду утром, но как мало тех, кто утром «одет» в хорошее настроение!
И эти проблемы, как множество других, видимо, предстоит решить и каждому человеку, и всему человечеству. Но на чем сконцентрированы современные системы образования в итоге? На подготовке умных людей, если повезет – очень умных людей, ориентированных на задачи бизнеса (т.е. на банальный заработок), лишенных друзей (из­за конкуренции) и родных (сначала бизнес и «встать на ноги», а только потом – семья), лишенных чести и совести («только бизнес – ничего личного»). И кому­то это уже может казаться нормой. Но это не норма, это социальная чума, проказа, массово распространившаяся в конце прошлого века. И новое образование должно быть призвано как лекарство от этой чумы.

Настоящее образование – целостное образование
В общем виде под образованием понимается целостное образование (мы используем термин «интегральное образование»). Это означает использование не только привычного объективно­нормативного подхода, который реализуется в «обычных» образовательных учреждениях, но и субъектно­творческого подхода, который реализуется достаточно редко в силу нехватки интегрально подготовленных преподавателей и малости выделяемых на образование ресурсов. Другими словами, под целостным образованием понимается не только развитие формальных знаний и умений учащихся, таких как сидение за партой и решение задач, но и помощь учащимся в раскрытии себя как Человека. Объективный, формальный аспект можно измерить, подсчитать, зафиксировать – и это делают. Субъективный, внутренний аспект невозможно измерить или остановить, а забыв уделить этому важнейшему аспекту свое время и внимание, человек становится ограниченным – он лишается возможности познать и раскрыть себя, осознать себя как будто во второй раз, почувствовать, найти себя. Он как запечатанный кувшин. Все видят, что это кувшин, но никто не знает, что в нем. Это можно показать и на примере работы с компьютером. Его объективный аспект – это его аппаратная часть, и там есть что изучать – транзисторы, дроссели, конденсаторы и пр. Субъективный аспект это операционная система компьютера, и на одинаковом оборудовании она может быть совершенно различной. А главное, ее невозможно найти в аппаратуре – она проявляется только в сознании пользователя, когда он «смотрит на монитор и нажимает на клавиши». Но стоит ему закрыть глаза на этот аспект управления компьютером, а через него и человеком­пользователем, и он исчезает из поля внимания. У пользователя появляется абсолютная уверенность, что он и только он управляет компьютером, а через компьютер, конечно же, никто не может управлять им. И вот – целое поле знаний отставлено в сторону и у тех, кто создает операционные системы, появляется возможность создать самого лучшего раба – человека, который полностью уверен в своей свободе.
Так, целостное образование призвано раскрыть все возможные таланты каждого человека – во множестве областей, и с особенным отношением к внутренней сущности каждого. Девизом такого образования никогда не должно быть «всего по чуть­чуть» или «хотя бы что­нибудь», но, по Чехову: «…должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Именно на таком, целостном, типе образования мы концентрируемся. Причем не мы одни: свои версии систем интегрального образования разработали и развивают такие выдающиеся педагоги­новаторы, как академик РАО М.П. Щетинин, народный учитель СССР В.Ф. Шаталов, академик Ш.А. Амонашвили и другие. О них можно узнать из серии документальных фильмов «Ищу учителя», снятой по заказу телеканала «Культура».
Мы же – творческий коллектив молодых ученых ЮФУ и Научно­образовательный благотворительный фонд «Инновационное интегральное образование» – сейчас ставим своей задачей создание образовательного учреждения в Ростовской области, где можно было бы обобщить опыт многих педагогов­новаторов в области систем интегрального образования. Это наш приоритетный проект – создание научно­образовательной автономной некоммерческой организации «Южно­Российский интегральный институт». В рамках этого проекта мы планируем открыть образовательные учреждения всех уровней – дошкольного, общего и высшего. Подробнее о проекте можно узнать на нашем сайте www.integraledu.ru, там же указаны контактные данные, информация для будущих абитуриентов и родителей, варианты сотрудничества, наше обращение к меценатам и просто людям о поддержке, статьи и книги в бесплатном доступе о целостном (интегральном) образовании.

Образование как праздник
Когда у нашего руководителя и директора фонда д.п.н., профессора А.В. Непомнящего спросили «каковы критерии успешности интегрального образования?», он ответил: «…основным критерием успешности образовательного учреждения является отношение ребенка. Если он называет детский сад детским адом, и специально заболевает, чтобы не попадать туда, чтобы дать себе передышку, то это, конечно же, говорит о многом. О многом говорят и попытки суицида у детей. Надо сделать все, чтобы ребенок шел в образовательное учреждение как на радостный праздник познания. Поэтому интегральное образование, прежде всего, предполагает наличие интегрального учителя, полного сердечной любви к детям, знающего мировые универсалии и следующего им» (подробнее см. на сайте в разделе «Вопросы и ответы»). И мы хотели бы подчеркнуть: образование – это не услуга, как это пытаются представить не очень сведущие в образовании люди и наши информационные противники. Школы и университеты – это не парикмахерские, где клиент спокойно сидит, а ему все делают мастера. Никого ничему нельзя научить, если человек при этом не учится (не учит себя сам). Поэтому образование есть не услуга, а совместное творчество ученика и учителя, радостный праздник познания, и только мы вместе – учителя и ученики, родители и друзья, бизнесмены и государственные чиновники – способны реализовать столь интересный замысел. И мы призываем Вас к сотрудничеству в этом проекте. Вместе мы придем к общей цели.
Александра ДУДНИК,
Святослав ЖИРЕНКО,
Эльвира ХАЙБУЛИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>