Искал в людях человеческое 26.Фев.2013

Художник Валерий Чубаров жил в созданном им и ревностно оберегаемом мире, где краски были яркими и светоносными, а людские помыслы чистыми. Впоследствии он скажет: «С детства в мою жизнь вошли доброта окружающих людей, их порядочность, дружба. В семье почитались уважение к старшим, прививалась любовь к родному очагу, памяти предков».
Род Чубаровых был известен в среде деятелей культуры Нахичевани-на-Дону участием в финансировании строившегося в конце XIX века городского театра, ныне известного как Молодежный, по проекту архитектора Н.Н. Дурбаха. А председателем основанного в 1879 году Общества любителей драматического искусства на протяжении многих лет состоял тоже представитель этого рода Г.И. Чубаров. И Валерий в течение всей своей творческой жизни был убежден, что художник должен помнить свои исторические корни, не теряя связи времен.
С учителями в искусстве ему несказанно повезло, так как в становлении его мировоззрения как личности и живописца самое непосредственное участие принимали выдающиеся мастера донского искусства ХХ столетия – Тимофей Федорович Теряев и Евгений Яковлевич Покидченко. Первому было присуще глубокое философское прочтение человеческих судеб и беспощадно-правдивое толкование сложных явлений бытия; второй обладал даром поэтической одухотворенности тонкого колориста.
Валерий вспоминал: «Важным в те годы было общение с друзьями-единомышленниками. К началу 70-х годов прошлого века круг художников, объединенных общими мыслями, идеями, собирался в чалтырском кафе, которое стало нашей «Ротондой», и такие встречи согревали душу и давали силы для продвижения к цели».
И вот первое, по-настоящему большое признание того, что как художник Валерий Чубаров состоялся: его учитель Т.Ф. Теряев, которого в Армении сам великий Мартирос Сарьян благословил на творчество, особо отметил на молодежной выставке работу своего ученика и попросил Валерия обменять ее на свое произведение. А в 1993 году в Москве в Колонном зале Дома Союзов Тимофей Федорович Теряев и Валерий Яковлевич Чубаров представили культуру Юга России на международной ассамблее армянских диаспор мира.
27 ноября 1988 года, в выставочном зале Ростовского союза художников на ул. Горького, 84, открылась, пожалуй, одна из наиболее значительных и интересных выставок объединения «Чалтырь». Параллельно в эти же дни работала традиционная выставка произведений молодых художников Дона, открывшаяся в выставочном зале на ул. Береговой, 10. Но слово «молодежная» как-то не вязалось со скучной эмоциональной средой самой выставки и ее тяжелым усталым лицом, где даже отдельные неплохие работы, к сожалению, тонули в общем инертном потоке.
На фоне этого общего, столь разного молодежного художественного процесса выставка творческой группы «Чалтырь» имела свой достойный образ и отличалась высоким уровнем культуры и чувством тонкого такта в отношении к традициям искусства – как своего народа, так и России в целом. Эта выставка импонировала прежде всего тем, что ее экспоненты никого не поучали, а в их работах не было назойливой назидательности или призывности к чему-либо. Работы чалтырцев привлекали внутренней раскованностью, искренностью чувств, ясностью открытого авторского взгляда на реальные жизненные ценности в диалоге со зрителем.
При всей духовной общности целей в искусстве, что объединяет чалтырских художников, они не оглядывались друг на друга в своем творчестве, в выборе средств выразительности, в поисках собственного стиля в живописи. По этому поводу Валерий Чубаров достаточно образно выразил свое мнение: «Можно представить красивое поле с множеством цветов. Каждый из нас должен собрать свои цветы в букет, и хотелось бы, чтобы он был ярким и неповторимым». Сам В.Я. Чубаров в экспозиции объединения «Чалтырь» показал несколько пейзажей и натюрмортов, среди которых особое внимание посетителей выставки привлекала композиция «Посвящение», интриговавшая своей сюжетной канвой, дающей повод зрителю испытать свое воображение. Три разноцветные шляпы несколько торжественно возлежали на старинном сундуке. Такие шляпы могли носить самые обыкновенные и самые великие люди.
Весьма своеобразно на эту работу художника отреагировала газета «Комсомолец» (сегодня «Наше время»): «Как-то кстати первый взгляд встречает три поношенные шляпы – желтую, зеленую и синюю – на красном сукне, покрывающем сундук (В.Я. Чубаров «Посвящение»). Одну шляпу забыл, похоже, Нико Пиросмани. Вторую, судя по сказочным обликам чубаровских кошек, носил Андерсен. Третья же (видно из автопортрета) – это шляпа самого художника». Хотя автор утверждал, что все эти шляпы принадлежали только ему. Но то, что зритель может предложить собственную версию, свидетельствует о том, что в сюжете произведения есть пространство, позволяющее ему по-своему сопереживать параллельно авторскому суждению.
Валерий Чубаров – художник со своей живописной системой, со своим образным миром, реальным и в то же время таинственным и порою загадочным. У него любовь к светоносным и чистым краскам. Чубаров любил писать ночную жизнь домов, дворов, деревьев, ночные прогулки людей, себе принадлежащих златоглазых котов. Это и безмолвный диалог – «Автопортрет с луной», и «На балконе», где царствует хозяин ночи кот, и «Рукопожатие» со знакомой уличной собакой – «Встреча», и живущий в добром мире, который бывает только в ночное время, «Зимний Чалтырь». В этом внешне привычном, бесхитростном окружении человека, созданном излучающими внутренний свет красками, то радостными, то тревожно-беспокойными, ярко отразился мир чистых помыслов самого автора».
В каждой новой работе Чубарова всегда было новое ощущение жизни, новый восторг, новое удивление или новая грусть. Невольно хочется выйти на улицу и увидеть эти краски, но автор носит их в душе, а душа у него одна.
4 декабря 1996 года в Ростовском областном музее изобразительных искусств состоялось открытие персональной выставки работ Валерия Яковлевича Чубарова, которая вызвала живой интерес и была высоко оценена как зрителем, так и коллегами художника. В рецензии на выставку художника ростовская газета «Город N», в частности, писала: «…А тепло, доброта, наивность, искренность, превращающие мастерство в нечто большее, заставляющее зрителей сопереживать, наверное, появляются потому, что картины очень похожи на своего автора». Областной музей изобразительных искусств приобрел в свою коллекцию ряд произведений В.Я. Чубарова, в числе которых был вариант композиции натюрморта со шляпами.
Сегодня трудно говорить «был», «писал» о замечательном живописце Валерии Яковлевиче Чубарове, совсем недавно трагически рано от нас ушедшем. Но он остался в своих реальных помыслах, мечтах, произведениях, которыми еще долго будут восхищаться все те, кому художник предназначил свое искусство, – это люди и каждый из нас в отдельности.
Валерий Рязанов,
искусствовед, заслуженный работник культуры РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>